Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Народный артист СССР М.Д. Михайлов - уроженец д.Кольцовка Вурнарского района

 

            Когда говорят о выдающихся земляках – представителях художественной интеллигенции, одним из первых называют Михайлова Максима Дормидонтовича. Известный всему миру певец, прославленный солист Большого театра Союза СССР – таким остался он в нашей памяти.

            «Максим Дормидонтович Михайлов был приглашен в Большой театр тогда, когда там пели выдающиеся басы. Чтобы среди них так выделиться, как Михайлов, значило быть великим певцом. Михайлов – это певец нашей эпохи. Наши потомки его не забудут, ибо великие люди не забываются»,- говорил о нем знаменитый певец И.С.Козловский.

            В Москве на доме №15 по улице Горького установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1940 по 1971 год жил народный артист СССР, лауреат Государственных премий Максим Дормидонтович Михайлов». А родина его – деревня Кольцовка Вурнарского района ЧР. Свои детские годы Максим Михайлов провел в своей родной деревне.

            В 1913 году в одной из газет, издававшихся в Казани, появилась статья под заголовком «Многообещающий бас Михайлов». Это была первая рецензия на публичное выступление будущего знаменитого певца. Будучи вольнонаемным певцом хора Спасского монастыря, юноша из деревни Кольцовки обучался в то время на пастырских курсах и в музыкальном училище в классе сольного пения Ф.А. Ошустовича. Автора упомянутой статьи потрясло выступление на ученическом концерте М. Михайлова, исполнившего арию из оратории Генделя, арию Варяжского гостя из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» и русскую народную песню «Соловьем залетным».

            По окончании занятий на пастырских курсах Максим Дормидонтович вынужден был работать в области культового пения. Он служит в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, а с 1924 года – в Москве. «Большая мечта – стать певцом настоящим, «светским», певцом-артистом, не оставляла меня все эти годы», - писал он впоследствии.

            Низкий бархатный бас Михайлова привлекал внимание всех, кто умел ценить природное музыкальное дарование человека. Верующие и неверующие не упускали случая, чтобы насладиться голосом знаменитого протодьякона.

            Большую роль в творческой судьбе Максима Дормидонтовича сыграли А.М. Горький и А.В. Луначарский. Встречи и беседы с ними привели к тому, что Михайлов бросил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания. В то же время он заочно учился в консерватории и за короткий срок прошел почти всю программу вуза. Вместе с теоретическими занятиями росла культура его голоса, ширился диапазон. Певец все глубже вникал в классическую музыку. По-новому зазвучали для него и русские народные песни.

            В 1932 году Максима Дормидонтовича пригласили в труппу Большого театра. Своей радостью он тут же поделился с земляками – колхозниками родной Кольцовки. 7 января 1933 года Михайлов впервые выступил в ответственной партии Варяжского гостя в опере Римского-Корсакова «Садко». Он хорошо справился со своей задачей и имел у публики большой успех. Затем исполнял партии Митюхи («Борис Годунов») и Светозара («Руслан и Людмила»), а 7 апреля 1934 года пел Кончака в «Князе Игоре» Бородина. Пресса отмечала, что «Михайлову отлично удался образ сильного, властного, кровожадного деспота. Кончак исключительно удался как с вокальной, так и со сценической стороны».

            После исполнения роли Кончака Михайлов прочно вошел в группу ведущих оперных певцов. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как А.В.Нежданов, Н.А.Обухов, К.Г.Держинская и другие. Как писал Михайлов, свершилось то, «о чем думал беспрерывно с тайным волнением и радостью, то, что представлялось мне самым важным, самым большим в моей жизни».

            С огромной похвалой отозвался о нем Ф.И. Шаляпин. Когда его спросили, кого из современных басов он считает наиболее талантливым, великий певец ответил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве – Максим Дормидонтович Михайлов…». В другом своем высказывании он развивает эту же мысль: «Большой театр не обеднел…. Какой голос у Михайлова! Даже завидую ему».

            Репертуар певца быстро расширялся. Он пел Деда Мороза в «Снегурочке», Собакина в «Царской невесте», Гремина в «Евгении Онегине», Сторожа в «Гугенотах». Великолепен был в небольшой партии Гремина Михайлов. Пел он просто, широким и полным звуком, с выразительной сдержанностью и мягкой фразировкой. И характерно: в одной эпизодической арии Гремина, «силою большого певческого таланта, был обрисован цельный, яркий образ», - писала газета «Правда».

            Новый успех – партия Пимена в опере Мусоргского «Борис Годунов». После первого спектакля к Михайлову зашла А.В.Нежданова и, поздравив, высказала свое мнение, что он своим дарованием и подкупающе правдивыми интонациями сумел создать замечательный образ летописца.

            С увлечением трудился Михайлов над оперными образами советских композиторов. Успешно выступил в партии генерала Листницкого в опере И.Дзержинского «Тихий Дон» и кулака Фрола Дамаского в опере «Поднятая целина» того же автора.

            Долго и упорно работал над образом Ивана Сусанина. Впервые в этой ответственнейшей партии Михайлов выступил 17 марта 1939 года, и она явилась высшим творческим достижением певца. Более 300 раз пел он в «Сусанине», и каждый спектакль был для него праздником. Ни одну из своих ролей он не готовил так тщательно, с такой самоотдачей. Потому выразительность пения доставляла слушателям огромное наслаждение, а созданный образ волновал зрителя.

            - Кто такой Сусанин? Я много размышлял над этим образом, - говорил Максим Дормидонтович. – Сусанин виделся мне среди тех, кто мог примкнуть к Разину, Болотникову, Пугачеву, кто кормил и поил Россию, а сам терпел нечеловеческий гнет, голод и холод.

            После трагической роли Сусанина М.Михайлов блестяще справился и с комической ролью Чуба в опере «Черевички» П.Чайковского. «Артист из Чувашии не хуже украинца прочувствовал Украину»,- говорил дирижер Н.С.Голованов. «Откуда возник у чувашского крестьянина такой изумительный, такой истинно гоголевский Чуб?»- спрашивал известный солист Большого театра П.М.Норцов, зная, что Михайлов родом из Чувашии.

            Более 20 лет звучал неповторимый голос М.Д.Михайлова со сцены Большого театра. В 25 операх русских, советских и зарубежных авторов выступал он. А сколько дано концертов с исполнением оперных арий, романсов, русских народных песен! Их не пересчесть.

            Наш знаменитый земляк постоянно переписывался с односельчанами, нередко говорил по телефону с председателем Кольцовского колхоза С.К.Коротковым. В московской квартире Максима Дормидонтовича часто бывали гости из Чебоксар и Кольцовки. Где бы ни выступал певец, он любил рассказывать о родной стороне, о том, какой теперь стала Кольцовка, колхоз им. Ленина. А как он радовался. Узнав о полете в космос Андрияна Николаева!         Не раз бывал Максим Дормидонтович у себя на родине – выступал в Чебоксарах, в родной Кольцовке.

            Достойно носил М.Д.Михайлов почетное звание народного артиста СССР. Ему дважды присуждалась Государственная премия СССР. Певец был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

            Всю свою жизнь, талант и энергию Максим Дормидонтович Михайлов отдал делу служения народу, делу развития и процветания культуры.

            Ушел из жизни великий певец в 1971 году.

Информационное наполнение сайта:
Отдел информатизации администрации Вурнарского района - тел. (83537)2-53-80
vurnar_info@cap.ru
GISMETEO: Погода по г.Вурнары

Система управления контентом
429220, п. Вурнары, ул.Советская, д.20
Телефон: 8(83537) 2-52-04
Факс: 8(83537) 2-55-95
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика