Его родина — деревня Кольцовка Вурнарского района. Родившись 25 августа 1893 года, он провел здесь свои детские годы. Даже став всемирно известным певцом, солистом Большого театра в Москве, - народным артистом СССР, он не забывал своих земляков: постоянно переписывался с односельчанами, нередко говорил по телефону с председателем колхоза С. К. Коротковым. В его московской квартире часто бывали гости из Чуваши. Где бы ни выступал певец, он любил рассказывать о родной стороне, о том, какой теперь стала Кольцовка.
М. Д. Михайлов был певцом по призванию. В нищете и голоде прошли его детские годы. Но мальчик любил петь.
—Десятилетним мальчуганом я уже был солистом в церковном хоре и тонким дискантом выводил сложные партии, — вспоминал Максим Дормидонтович о годах учебы в Кошлоушской сельской школе.
Однажды сюда приехал брат местного священника — К. Н. Поливанов, опытным педагог, большой любитель и знаток пения. Долго слушал он церковное пение. Приметив солиста—Максима, забрал его к себе во второклассную школу, в село Бетьки Лаишевского уезде, что за Казанью. Имя этого человека Михайлов всегда вспоминал с огромной благодарностью. Именно он сказал мальчику при переходе в последний класс:
— Ой, Максимке, знаешь, у тебя прорезался бас. Давай потихонечку его развивать.
К концу учебного года Михайлов пел уже басом.
— Интересно, что песни «На севере диком» и «Ночевала тучка золотая» в одном трио я пел тенором, а через год в том же трио и в тех же песнях исполнял басовые партии. Бас у меня прорезался такой силы, что иного определения, как «иерихонская труба», для моего голоса Поливанов не находил, — рассказывал Максим Дормидонтович.
— У тебя, Максимка, редкий дар. Учись дальше, развивай свой бас и станешь большим певцом. Верь мне, друг, — сказал ему на прощанье Константин Николаевич.
Семнадцатилетним юношей Михайлов приехал в Казань «искать счастья». Две недели ходил в поисках работы, но сначала смог устроиться лишь грузчиком на пристани. Наконец, он оказался в хоре Спасского монастыря, одновременно обучаясь вольнослушателем на пасторских курсах.
Многим был обязан Михайлов профессору-вокалисту Ф. А. Ошустовичу. О знакомстве с ним он рассказывал так:
- Совершенно неожиданный сюрприз приготовили мне однажды мои товарищи по курсам. Под каким-то предлогом они привели меня к профессору Казанского музыкального училища и представили как «тот самый бас, о котором мы вам говорили». Я решил доказать, на что я способен. Подойдя поближе к профессору и стаз в надлежащую позу, как мне показалось, я затянул гамму. При первых же звуках моего голоса профессор отпрянул в сторону:
- О Встань подальше! Оглушишь...
Восемьдесят лет назад в одной из газет, издающейся в Казани, появилась статья под заголовком «Многообещающий бас Михайлов». Это была первая рецензия на первое публичное выступление будущего знаменитого певца. Автора статьи потрясло выступление, Михайлова на ученическом концерте, исполнившего арию из оратории Генделя, арию Варяжского гостя из оперы «Садко» и песню «Соловьем залетным».
По окончании занятий на пасторских курсах Максим Дормидонтоаич вынужден был продолжать работу в области культового пения. Он служит в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, в с 1924 года — в Москве.
Низкий бархатный бас Михайлова привлекал внимание всех, кто умел ценить природное музыкальное дарование человека. Верующие и неверующие не упускали случая, чтобы насладиться голосом знаменитого протодьякона. «Всех желающих слушать Вас не вмещала церковь, и люди заполняли не только паперть, но и тротуары», — писала певцу много лет спустя одна из поклонниц его таланта.
- Когда попал в Москву, - рассказывал Михайлов, - мечта о светском пении окончательно одолела меня. Я начал брать уроки пения у разных певцов и потихоньку ходил в театр.
Большую роль в творческой судьбе Михайлова сыграли А. М. Горький и А. В. Луначарский. Встречи и беседы с ними привели к тому, что Максим Дормидонтович бросил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания. Это было в 1929 году. А через три года его пригласили в труппу Большого театра.
7 января 1933 года Михайлов впервые выступил в ответственной партии Варяжского гостя в опере «Садко». Он хорошо справился со своей задачей и имел у публики большой успех. Затем исполнял партии Митюхи («Борис Годунов») и Светозара («Руслан и Людмила»), а 7 апреля 1934 Года пел Кончака в «Князе Игоре» Бородина. Пресса отмечала, что «Кончак исключительно удался как с вокальной, так и со сценической стороны».
Михайлов прочно вошел в группу ведущих оперных певцов. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Барсова, Козловский. Лемешев, Пирогов, Райзен, Ханаев и другие. С огромной похвалой отозвался о нем Ф. И. Шаляпин, гастролировавший в 1934 году в Софии. Когда его спросили, кого из современных басов он считает наиболее талантливым, великий певец ответил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве - Максим Дормидонтович Михайлов...». В другом своем высказывании он развивает эту же мысль: «Большой театр не обеднел... Какой голос у Михайлова! Даже завидую ему».
Репертуар певца быстро расширялся. Он пел Деда Мороза в «Снегурочке», Собакина в «Царской невесте», Гремина в «Евгении Онегине».
Новый успех—партия Пимена в опере Мусоргского «Борис Годунов». После первого спектакля к Михайлову зашла А. В. Нежданова и, поэдравив, высказала мнение, что он своим дарованием и подкупающе правдивыми интонациями сумел создать замечательный образ летописца. Высокая похвала великой русской певицы необычайно окрылила Максима Дормидонтовича.
Долго и упорно работал Михайлов над образом Ивана Сусанина. Впервые в этой ответственнейшей партии он выступил 17 марта 1939 года, и она явилась высшим творческим достижением певца. Более 300 раз пел в «Сусанине», и каждый спектакль был для него праздником. Выразительность пения доставляла слушателям огромное наслаждение, а созданный образ волновал зрителя.
Захватывала исключительная простота, с которой Михайлов проводил свою партию. Он был предельно сценически искренен, потому что роль ему была близка, и, изображая Сусанина, он вспоминал своего отца, своих односельчан.
После трагической роли Сусанина М. Д. Михайлов блестяще справился и с комической ролью Чуба в опере «Черевички» Чайковского. «Артист из Чувашии не хуже украинца прочувствовал Украину», - говорил дирижер Н. С. Голованов. «Откуда возник у чувашского крестьянина такой изумительный, такой истинно гоголевский Чуб?» — спрашивал известный солист Большого театра П. М. Норцов, зная, что Михайлов родом из Чувашии.
В годы Великой Отечественной войны Максим Дормидонтович был вместе с защитниками Родины -выезжал на фронт в составе концертных бригад, пел в госпиталях для раненых бойцов.
Почти четверть века (1932 - 1958) звучал неповторимый голос М. Д. Михайлова со сцены Большого театра. В 25 операх русских, советских и зарубежных авторов выступал он. А сколько дано концертов с исполнением оперных арий, романсов, русских народных песен! Их не перечесть. Но важно отметить, что большинство своих выступлений он проводил в виде шефских концертов в цехах заводов и фабрик, колхозах и совхозах, частях Советской Армии. От Мурманска до Ташкента, от Москвы до Сахалина тянутся маршруты его многочисленных гастрольных поездок. Его слушали в 12 государствах Европы и Азии.
Не раз бывал Максим Дормидонтоаич у себя на родине — выступал в Чебоксарах, в родной Кольцовке. Навсегда запомнилось его пение русских народных песен совместно с хором Чувашского радио и заслуженной артисткой Чувашии А. Г. Казаковой (сентябрь 1956 г.). Много гастролировал он вместе с чутким аккомпаниатором Галиной Максимовой — дочерью чувашского композитора С. М. Максимова, концертмейстером Московской филармонии. В репертуаре певца были и чувашские народные песни, записанные от Гаврила Федорова: «Нет у нас лошадки», «Стой, жених» (в обработке московского композитора С. Фейнберга). Одну из них он однажды пел на приеме в Большом Кремлевском дворце.
Имя нашего великого земляка, истинно русского певца Максима Дормидонтовича Михайлова (1893—1971) навеки останется в истории музыкальной культуры России.
Ю. Илюхин,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации