Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Член Союза журналистов М. В. Успенская

ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОЙ РУССКОЙ ДУШИ!

М. Михайлов — истинно русский певец, как бы со­зданный самой природой для воссоздания образа вели­кого патриота Руси — Ивана Сусанина. Могучий бас его покорял своим ровным во всех регистрах голосоведени­ем, прекрасным владением искусством кантилены, про­фессиональной выносливостью и всеподданническим слу­жением любимому музыкальному театру.

Большой честью для М. Д. Михайлова было полу­чить роль Сусанина. Этим он очень гордился. Как губ­ка, Максим Дормидонтович впитывал и воплощал зако­ны выразительного, осмысленного пения, которого тре­бовали блестящие музыканты-дирижеры Большого тсаг-ра В. Сук, Н. Голованов, А. Назопский, С. Самосуд, А. Мелик-Пашаев, В. Небольсин, основываясь на системе К. Станиславского. Вот что об этом расска­зывал сам певец:

«С увлечением я готовил роль Сусанина, пленявшего меня с детских лет. Хотелось, как можно глубже раскрыть перед зрителем величавый образ русского пат­риота... Пришлось много и упорно работать над этой ролью. Большую помощь оказал мне автор постановки и музыкальный руководитель спектакля — народный ар­тист СССР С. Самосуд. Иван Сусанин — моя любимая партия. Каждое представление оперы превращается для меня в праздник. Чем чаще исполняешь эту партию, тем больше вживаешься в героический образ Сусанина, находишь все новые штрихи и новые детали, обогащаю­щие роль».

Очень трудная вокальная партия Сусанина была на­писана Глинкой с рассчетом па феноменальный голос О. А. Петрова, который легко мог петь и басовые и ба­ритональные партии. Только в 1939 году - через 7 лет напряженной работы в театре — бас Михайлов получил роль Сусанина. От спектакля к спектаклю растет его творческое мастерство, голос приобретает еще большую певучесть, мягкость, выразительность. В знаменитой арии «Чуют правду» певец достиг подлинно трагедийной силы, поет ее на уровне итальянского «бельканто*. В образе, созданном им, воедино слились гражданствен­ность и человечность.

«Я не стараюсь играть, а стараюсь только повторить действия того простого мужика — Сусанина, которого я ВИЖУ рядом с собой на сцепе. В знаменитом речита­тиве в лесу,— говорит Михайлов,— невольно сидишь н вспоминаешь».

Дирижер В. В. Небольсин, проработавший много лет с выдающимися музыкальными руководителями Боль­шого театра - В. Суком и Н. Головановым, бережно хранивший лучшие исполнительские традиции театрл, так писал о Максиме Дормидонтовиче Михайлове в га­зете Большого театра «Советский артист» от 15 октября 1952 года.

«Партии Сусанина по множеству технических трудностей требует от певца безупречного владения голосом и в то же время исключительной вокальной вырази­тельности. В этой партии певец должен сочетать мастер­ство виртуоза-вокалиста с простой и теплой искренно­стью певца. Надо прямо сказать, что такую сложную задачу трудно решить сразу. М. Михайлову казалось, что «пиано» не подходит для партии Сусанина, что его голос должен звучать возможно полнее. По, в том-то и достоинство М. Михайлова, как певца, что он относится к себе самокритично, всегда готов выслушать критику своего исполнения, и, продумав ее, сделать необходимые выводы, Я, как дирижер, с радостью наблюдал его работу. От спектакля к спектаклю улучшалась сторона исполнения. В тех местах, где певец форсировал звук, появилось нежнейшее «пиано», несрав­нимо более точными стали интонации. М. Михайлов поет все мягче и мягче, и от этого образ Сусанина ста­новится выразительнее, глубже... Максим Дормидонтович не побоялся трудностей, и это может послужить яр­ким примером для молодежи, как нужно относиться к делу, как следует работать над собой, над образом... При этом М. Михайлов никогда не повторяет, не копи­рует. Он привносит в партию новые краски, и они всегда соответствуют его стилю, его дарованию. Мастер­ство Максима Михайлова близко и попятно советскому зрителю, оно продолжает славные реалистические тра­диции реалистической русской школы исполнения. Виртуозное пение блестяще сочетается у него с безуко­ризненным актерским мастерством».

Начинал М. Д. Михайлов работу в Большом театре с небольших ролей-партий, это -Варяжский гость в опере Н. Римского-Корсакова «Садко», Митюха в опере М. Мусоргского «Борис Годунов», Кончак в опере Л. Бородина «Князь Игорь», Мороз в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», Зарецкий, затем Гремин в опере П. Чайковского «Евгений Онегин», сторож в опере Д. Мейербера «Гугеноты», Собакин в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», партии гене­рала Листницкого в опере И. Дзержинского «Тихий Дон» и Фрола Дамаскова в опере того же композитора «Поднятая целина», партия отца - Дубровского в опере «Дубровский» Э. Направника, партия Светозара в опере М. Глинки «Руслан и Людмила» и другие...

М. Д. Михайлов был великолепен в партии Кончака - воинственного хана,— где во всем блеске прозву­чал его голос, изобилующий гулкими низкими нотами. Прекрасно исполнял он и арию Варяжского гостя, став­шую  постоянной в  его  концертном  репертуаре.

Успех актеру принесла и партия Пимена и опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Композитор М. Ко­валь об этом писал: «Выдающегося вокального успеха достиг Михайлов, исполняющий партию Пимена. Певец нашел новые исполнительские возможности в своем прекрасном голосе, достигая замечательного пиано и мастерской филировки звука... В сценической игре Ми­хайлова эпический образ русского летописца получил исчерпывающее воплощение». А сам певец говорил: «Музыка Мусоргского, проникнутая духом народной песни, как нельзя более близка мне, привыкшему с дет­ских лет слышать вокруг себя крестьянские песни... Эпически величавый летописец Пимен в грандиозной драме Мусоргского — это одно из воплощений народной мудрости. Его мерная, плавная музыкальная речь пе­вуча и широка, как и вся музыка оперы. Пимен — не дряхлый, согбенный годами старик. Он бодр духом, и ум его полон мыслью о величии своего народа». Таким и трактовал образ Пимена М. Д. Михайлов.

Заслуженную славу принесла певцу небольшая по объему, но очень колоритная, запоминающаяся партия Чуба в опере П. Чайковского «Черевички». Пел он эту партию, как и все, что ему поручалось в театре, превосходно: па прекрасном вокале, без излишнего шар­жирования, ярко, колоритно — по-украински. «Артист исходил из полноценного раскрытия вокальных фраз, которые по самому музыкальному смыслу подсказыва­ли нужный жест, выразительную мимику и общую твор­ческую линию в воспроизведении образа Чуба».

В Большом театре СССР получил М. Д. Михайлов вокальную и актерскую школу. Театр стал для могучего баса академией вокально-сценического мастерства. По­степенно от роли к роли голос, сохраняя свежесть, мощь, бархатистую глубину, становился еще звучнее, еще гибче, росло его актерское мастерство, росло и при­знание слушателей, зрителей.

Народный артист СССР, дважды лауреат Государст­венной (Сталинской) премии — за выдающееся дости­жение в области театрально-вокального искусства и за исполнение партии Чуба в опере «Черевички», кавалер ордена Ленина Максим Дормидонтовпч Михайлов щед­ро делился своим искусством со зрителями, слушателя­ми. На вопрос «Где артисту удалось побывать?» М. Ми­хайлов отвечал: «Всю-то я вселенную проехал».

Норвежская критика отмечала (г. Осло 2/11-53 г.): «Максим Михайлов обладает сильным и звучным басом, которым он мастерски владеет. Для искусства Михайлова характерны простота и совершенное владение голосом». В одной из итальянских газет о Михайлове писали: «Он самый русский, русский выбором программы, но главным образом русский из-за характеристики его голоса, из-за своего живого духа исполнения, из-за силы колорита».

Он побывал с гастролями во Франции и Италии, Финляндии и Корее, Китае и Австрии, Индии, Норве­гии. Успешно выступал в Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, Чехословакии.

В Советском Союзе его слушали в концертах, видели в спектаклях в родной Чувашии, па Дальнем Востоке, в Заполярье и на Братской ГЭС, в Татарии и на Кузбассе, в Алма-Ате и на Черноморском побережье, на Урале, Сахалине, Оренбуржье, Узбекистане, Петрозаводске и т. д. и т. п. Выступления перед строителями Волго-Дона, в колхозах, совхозах, в цехах фабрик и заводов, частях Советской Армии приносили певцу и его зрите­лям огромную радость.

В годы Великой Отечественной войны Максим Дормидоптович показал себя истинным патриотом. С брига­дой и один он проехал многие сотни километров на от­крытой машине по «дорогам войны», искореженным танками и снарядами. Работал безропотно, с большой творческой отдачей в любой самой суровой обстановке войны — на кузове автомашины, в лесу, в землянке, в блиндажах и палатках раненых бойцов. Русские народ­ные песни, песни о Родине, арии из опер наполняли бодростью сердца бойцов, призванных защищать Роди­ну. Заканчивал свои фронтовые концерты М. Д. Михай­лов русской народной песней «Дубинушка», всегда просил зрителей петь песню вместе с ним и в заключе­ние говорил: «Мы еще встретимся с вами, дорогие друзья, после воины — в Большом театре, на кон­цертах...»

В день своего 75-летия Максим Дормидонтовнч, уже прикованный тяжелой болезнью к постели, в интервью «Вечерней Москве» на вопрос «Какие дни в Вашей творческой жизни можно бы сейчас, оглядываясь на прошлое, назвать счастливыми?» ответил: «О, их было предостаточно! Скажем, когда я только начинал рабо­тать в Большом театре в 1932 году, все ощущалось мной, как огромное счастье. Ведь я оказался среди тех артистов, искусством которых никогда не уставал вос­хищаться—среди звезд первой величины, таких как Рейзен, Пирогов, Батурин. Да и каждая новая партия доставляла мне неизмеримую радость и творчески очень обогащала. Правда, не всем моим мечтам удалось осу­ществиться. Война помешала мне спеть Бориса Годуно­ва— этот оперный шедевр я репетировал с С. Самосу­дом. Намеревался я спеть и Дона Базилио в «Севильском цирюльнике». Прежде мне не доводилось испол­нять эту партию, Дон Базилио (по Шаляпинской тради­ции) длинен, худ, а у меня, как видите, габариты сов­сем иные. Однако тот же Самосуд решил нарушить традицию, и я активно готовил эту роль». Говоря об опере «Черевички» в постановке Большого театра, Ми­хайлов рассказывал: «Вспоминается, как после одного из представлений к нам за кулисы зашел Д. Шостако­вич и сказал: «А мы н не ожидали, что у Михайлова, поющего такие серьезные, эпические партии, столько ко­медийных черт». Похвалу эту вспоминаю с радостью».

В 1970—1971 годах передача Всесоюзного радио «В рабочий полдень» посвятила выпуски творчеству Максима Дормидоптовича Михайлова. (Эфир 1-й про­граммы 9 февраля и 13 сентября 1970 года.)

О своих первых шагах в Большом театре певец рас­сказывал: «...В «Евгении Онегине» я пел Зарецкого. Ленского пел Иван Семенович Козловский. II вот, я спел. Все как будто бы в порядке. Л после сцены зашел в мою гримерную Иван Семенович и говорит: «Цел хорошо, по ты меня насмешил», Я говорю: «А чем?» «Как же, при словах «седьмой уж час» ты посмотрел на руку, на свои часы. Ведь ты забыл эпоху, в то время таких часов не носили, а носили их в кармане, в жиле­те, пли вообще — в костюме...» Так вот, видите, това­рищи, такое замечание мне дало урок, что нужно счи­таться с историей...

А второй случаи был в «Тихом Доне», где я пел пар­тию генерала Листниикого. Там было так: генерал выезжает на сцену на лошади. Ну, лошади я не боялся, потому что в деревне привык к ней. Выехал я на сцену. Вес было в порядке. И только запел: «Казаки! Объяв­лена война!»---я выключился от лошади и поводья опустил. Лошадь почувствовала свободу и мигом унесла меня за кулисы. За кулисами я слышу: идет еще моя мелодия... Я соскочил с лошади и пешком вышел на сцену. По что на сцене, в зале творилось! Я не ели шал пи себя, ни оркестра, потому что в зале был такой хохот, так смеялись и аплодировали, как при большом успехе не аплодируют! И с такими «аплодисментами» ушел за кулисы...»

Затем последовал рассказ о работе над партиями Колчака из оперы Бородина «Князь Игорь» и Ивана Сусанина:

«...па репетиции... когда я пропел арию, Николай Голованов захлопнул клавир и говорит: «Ну, какой это Кончак!» То есть —плохой! У меня была плохая дик­ция и меня отправили учиться. И вот, после прохожде­ния уроков дикции Голованов уже говорил другое: «Назначайте только Михайлова!» И я почти все время пел один эту партию».

«...после первого спектакля я пел Сусанина почти один! Ездил со мной Сусанин и на фронт. В поездке на фронт под Воронеж говорили, что не нужно петь мрач­ные, печальные песни,— только веселые. Но на нервом же концерте были просьбы спеть Сусанина. Тогда гене­рал Шатилов говорит: «Пойте все и веселое, н печаль­ное. Все, что просят! Это не детский сад, а фронт!» И я понял, что ария Сусанина не расстраивала бойцов, а, наоборот, воодушевляла, вдохновляла па подвиги».

Максим Дормидоптович был счастлив, получая после своих выступлений в передаче «В рабочий полдень» множество писем от радиослушателей. Он радовался, что его любят н помнят. «Теперь мне осталось расска­зать только о моей концертной деятельности»,— сказал Максим Дормидоптович, прощаясь с работниками ра­дио. «Но об этом в следующий раз...».

Следующего раза не было. Вскоре певца не стало. Максим   Дормидоптович Михайлов   проработал   в Большом театре СССР с конца 1932 года по   1956 год. Последнее его выступление состоялось в 1957 году.

Максиму Дормидонтовичу довелось петь с прослав­ленными певцами: А. Неждановой, Н. Обуховой, В. Да­выдовой, В. Барсовой, С. Ханаевым, И. Козловским, С. Лемешевым, А. Пироговым, М. Рейзеном и мно­гими другими мастерами оперного искусства СССР. Артист мечтал о встрече с Федором Ивановичем Шаляпиным. Гордился тем, что, по словам Пешковой, Шаля­пин знал о существовании «могучего русского баса» - Михайлова и его успехах.

На земле Ивана Сусанина, в музее села Сусанине помещены рядом фотографии двух певцов — выдающих­ся исполнителей партии Ивана Сусанина в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин»— Федора Ивановича Шаляпина и Максима Дормидонтовича Михайлова. Здесь состоялась их «встреча»!

Максим Дормидонтович Михайлов вошел в историю Государственного Академического Большого театра СССР, в историю оперного искусства страны как выда­ющийся артист-певец, обладатель уникального голоса, как патриот своей горячо любимой Родины!

Это — человек большой русской души!
Информационное наполнение сайта:
Отдел информатизации администрации Вурнарского района - тел. (83537)2-53-80
vurnar_info@cap.ru
GISMETEO: Погода по г.Вурнары

Система управления контентом
429220, п. Вурнары, ул.Советская, д.20
Телефон: 8(83537) 2-52-04
Факс: 8(83537) 2-55-95
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика