Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Певец души народной

Его родина — деревня Кольцовка Вурнарского района. Родившись 25 августа 1893 года, он провел здесь свои детские годы. Да­же став всемирно известным певцом, солистом Большого театра в Москве, - народным ар­тистом СССР, он не забывал своих земляков: постоянно переписывался с односельча­нами, нередко говорил по те­лефону с председателем кол­хоза С. К. Коротковым. В его московской квартире часто бывали гости из Чуваши. Где бы ни выступал певец, он лю­бил рассказывать о родной стороне, о том, какой теперь стала Кольцовка.

М. Д. Михайлов был певцом по призванию. В нищете и голоде прошли его детские годы. Но мальчик любил петь.

—Десятилетним мальчуга­ном я уже был солистом в церковном хоре и тонким дискантом выводил сложные пар­тии, — вспоминал Максим Дормидонтович о годах учебы в Кошлоушской   сельской школе.

Однажды сюда приехал брат местного священника — К. Н. Поливанов, опытным пе­дагог, большой любитель и знаток пения. Долго слушал он церковное пение. Приметив солиста—Максима, забрал его к себе во второклассную шко­лу, в село Бетьки Лаишевского уезде, что за Казанью. Имя этого человека Михайлов всегда вспоминал с огромной благодарностью. Именно он сказал мальчику при перехо­де в последний класс:

           Ой, Максимке, знаешь, у тебя прорезался бас. Давай потихонечку его развивать.

К концу учебного года Ми­хайлов пел уже басом.

Интересно, что песни «На севере    диком» и «Ночевала тучка золотая» в одном трио я пел тенором, а через год в том же трио и в тех же пес­нях исполнял басовые партии. Бас у меня  прорезался такой силы, что иного определения, как «иерихонская труба», для моего голоса Поливанов не находил, — рассказывал Мак­сим   Дормидонтович.

У  тебя,  Максимка, ред­кий дар. Учись дальше, раз­вивай свой бас и станешь большим певцом. Верь     мне, друг, — сказал ему на про­щанье Константин Николаевич.

Семнадцатилетним юношей Михайлов приехал в Казань «искать счастья». Две недели ходил в поисках работы, но сначала смог устроиться лишь грузчиком на пристани. Нако­нец, он оказался в хоре Спас­ского монастыря, одновремен­но обучаясь вольнослушателем на пасторских курсах.

Многим был обязан Михайлов профессору-вокалисту Ф. А. Ошустовичу. О знаком­стве с ним он рассказывал так:

-   Совершенно неожидан­ный сюрприз приготовили мне однажды мои товарищи по курсам. Под каким-то пред­логом они привели меня к профессору Казанского музы­кального училища и представили как «тот самый бас, о котором мы вам говорили». Я решил доказать, на что я способен.  Подойдя поближе к профессору и стаз в надлежа­щую позу, как мне показалось, я затянул гамму. При первых же звуках моего голоса про­фессор отпрянул в сторону:

-   О Встань подальше! Ог­лушишь...

Восемьдесят лет назад в од­ной из газет, издающейся в Казани, появилась статья под заголовком «Многообещающий бас Михайлов». Это была первая рецензия на первое публичное выступление будущего знаменитого   певца. Автора статьи потрясло выступление, Михайлова на ученическом концерте, исполнившего арию из оратории Генделя, арию Варяжского гостя из оперы «Садко» и песню «Соловьем залетным».    

По окончании занятий на пасторских курсах Максим Дормидонтоаич вынужден был продолжать работу в области культового пения. Он служит в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, в с 1924 года — в Москве.

Низкий бархатный бас Ми­хайлова привлекал внимание всех, кто умел ценить природ­ное  музыкальное дарование человека. Верующие и неве­рующие не упускали случая, чтобы насладиться голосом знаменитого протодьякона. «Всех желающих слушать Вас не вмещала церковь, и люди заполняли не только паперть, но и тротуары», — писала пев­цу много лет спустя одна из поклонниц его таланта.

- Когда попал в Москву, - рассказывал Михайлов,  - мечта о светском пении окончательно одолела меня. Я на­чал брать уроки пения у раз­ных певцов и потихоньку хо­дил в театр.

Большую роль в творческой судьбе Михайлова сыграли А. М. Горький и А. В. Луначар­ский. Встречи и беседы с ни­ми привели к тому, что Мак­сим Дормидонтович бросил службу в церкви и стал пев­цом в студии радиовещания. Это было в 1929 году. А через три года его пригласили в труппу Большого театра.

7 января 1933 года Михай­лов впервые выступил в ответственной партии Варяжского гостя в опере «Садко». Он хо­рошо справился со своей за­дачей и имел у публики боль­шой успех. Затем исполнял партии Митюхи («Борис Году­нов») и Светозара («Руслан и Людмила»), а 7 апреля 1934 Года пел Кончака в «Князе Игоре» Бородина. Пресса отмечала, что «Кончак исключи­тельно удался как с вокаль­ной, так и со сценической сто­роны».

Михайлов прочно вошел в группу ведущих оперных певцов. Его партнерами по сцене были такие выдающие­ся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Барсова, Козловский. Лемешев, Пирогов, Райзен, Ханаев и другие. С огромной похвалой отозвал­ся о нем Ф. И. Шаляпин, га­стролировавший в 1934 году в Софии. Когда его спросили, кого из современных басов он считает наиболее талант­ливым, великий певец отве­тил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве - Мак­сим Дормидонтович Михай­лов...». В другом своем выска­зывании он развивает эту же мысль: «Большой театр не обеднел... Какой голос у Ми­хайлова! Даже завидую ему».

Репертуар певца быстро расширялся. Он пел Деда Мороза в «Снегурочке», Собакина в «Царской невесте», Гремина в «Евгении Онегине».

Новый успех—партия Пимена в опере Мусоргского «Борис Годунов». После первого спек­такля к Михайлову зашла А. В. Нежданова и, поэдравив, вы­сказала мнение, что он своим дарованием и подкупающе правдивыми интонациями су­мел создать замечательный образ летописца. Высокая по­хвала великой русской певицы необычайно окрылила Мак­сима Дормидонтовича.

Долго и упорно работал Михайлов над образом Ивана Сусанина. Впервые в этой от­ветственнейшей партии он выступил 17 марта 1939 года, и она явилась высшим твор­ческим достижением певца. Более 300 раз пел в «Сусани­не», и каждый спектакль был для него праздником. Вырази­тельность пения доставляла слушателям огромное наслаж­дение, а созданный образ волновал зрителя.

Захватывала исключитель­ная простота, с которой Ми­хайлов проводил свою партию. Он был предельно сценически искренен, потому что роль ему была близка, и, изображая Сусанина, он вспоминал свое­го отца, своих односельчан.

После трагической роли Су­санина М. Д. Михайлов блес­тяще справился и с комической ролью Чуба в опере «Черевички» Чайковского. «Артист из Чувашии не хуже украинца прочувствовал Украину», - говорил дирижер Н. С. Го­лованов. «Откуда возник у чувашского крестьянина такой изумительный, такой истинно гоголевский Чуб?» — спраши­вал известный солист Большо­го театра П. М. Норцов, зная, что Михайлов родом из Чува­шии.

В годы Великой Отечествен­ной войны Максим Дорми­донтович был вместе с защит­никами Родины -выезжал на фронт в составе концертных бригад, пел в госпиталях для раненых бойцов.

Почти четверть века (1932 - 1958) звучал неповторимый го­лос М. Д. Михайлова со сцены Большого театра. В 25 операх русских, советских и зарубеж­ных авторов выступал он. А сколько дано концертов с ис­полнением оперных арий, ро­мансов, русских народных пе­сен! Их не перечесть. Но важ­но отметить, что большинство своих выступлений он прово­дил в виде шефских концер­тов в цехах заводов и фабрик, колхозах и совхозах, частях Советской Армии. От Мурман­ска до Ташкента, от Москвы до Сахалина тянутся маршру­ты его многочисленных га­строльных поездок. Его слу­шали в 12 государствах Евро­пы и Азии.

Не раз бывал Максим Дормидонтоаич у себя на родине — выступал в Чебоксарах, в родной Кольцовке. Навсегда запомнилось его пение русских народных песен совместно с хором Чувашского радио и за­служенной артисткой Чува­шии А. Г. Казаковой (сентябрь 1956 г.). Много гастролировал он вместе с чутким аккомпа­ниатором Галиной Максимо­вой — дочерью чувашского композитора С. М. Максимова, концертмейстером Москов­ской филармонии. В репертуа­ре певца были и чувашские народные песни, записанные от Гаврила Федорова: «Нет у нас лошадки», «Стой, жених» (в обработке московского ком­позитора С. Фейнберга). Одну из них он однажды пел на приеме в Большом Кремлев­ском дворце.

Имя нашего великого зем­ляка, истинно русского певца Максима Дормидонтовича Ми­хайлова (1893—1971) навеки останется в истории музыкаль­ной культуры России.

 

Ю. Илюхин,

Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Информационное наполнение сайта:
Отдел информатизации администрации Вурнарского района - тел. (83537)2-53-80
vurnar_info@cap.ru
GISMETEO: Погода по г.Вурнары

Система управления контентом
429220, п. Вурнары, ул.Советская, д.20
Телефон: 8(83537) 2-52-04
Факс: 8(83537) 2-55-95
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика