Монастырь Св. Екатерины
монастырь Святой Екатерины, расположенный на высоте 1570 метров в долине между горами Моисея, Екатерины и Сафсафа. Монастырь был построен в период правления византийского императора Юстиниана {527-565 г.г.). Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен монастырь в 537 г. был превращен в крепость.
Примерно в 10-11 вв. в обитель были перенесены мощи св. Екатерины Александрийской, именно тогда монастырь получил свое нынешнее посвящение.
Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже Наполеон покровительствовали монастырю ( так велико было их почтение к Святой Екатерине),
и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён
На территории монастыря растет Неопалимая купина - терновый куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею.
Святая Екатерина
Настоящее имя Святой Екатерины - Доротея. Она родилась во второй половине III века в Александрии. Красивая дочь состоятельных родителей, она не знала недостатка в женихах. Девушка получила хорошее образование - владела несколькими языками, изучала философию, астрономию, поэзию, музыку и математику. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе и обратил в христианство. Когда девушка попыталась обратить в христианство римского императора Максимиуса, тот сослал ее в Александрию, где в 305 году она приняла мученическую смерть. После казни тело Екатерины исчезло. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на самую высокую гору Синая и нашли там останки Екатерины. Они спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви. С тех пор высочайшая гора Синая носит имя Святой Екатерины. Историю мученической смерти Святой Екатерины рассказали в Европе крестоносцы, и она стала почитаться как святая.
ГОР
ГОР, в древнеегипетской мифологии бог солнца, покровитель власти фараона, который считался земным воплощением Гора, сын Осириса и Исиды. Изображался в виде сокола или
человека с головой сокола.
Хатшепсут
Около 1489 года до нашей эры к власти в Древнем Египте приходит царица Хатшепсут. Это была одна из первых женщин-правительниц в древнем мире. При Хатшепсут широко велись строительство и реконструкция храмов по всему Египту В скалах Дейр-эль-Бахри был возведен заупокойный храм царицы. Успешными были две военные экспедиции в Нубию, одну из которых возглавила сама царица.
ЭЛЬ-ГИЗА, город в Египте, на западном берегу р. Нил, напротив Каира.
В районе Эль-Гизы расположены пирамиды:Хеопса (Хуфу) (высота 147,5 м; самая высокая из египетских пирамид), Хафра (высота 143,5 м), Менкаура (высота 66 м), считавшиеся одним из семи чудес света, а также Большой сфинкс, поминальные храмы царей и гробницы их
приближенных.
Эхнатон, Нефертити
Около 1359 года до нашей эры двор фараона Аменхотепа Четвертого покинул столичные Фивы. Новой столицей Египта стал город Ахетатон. Это было результатом противостояния старой жреческой элиты поклонявшейся богу Амону.и фараона провозгласившего первенство бога Атона. Фараон даже отрекся от своего прежнего имени и принял новое тронное имя — Эхнатон. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами — отныне молитвы человека возносятся к самому бо-
гу, между ними не существует преград. Сам Атон изображается не в привычном антропоморфном облике, а в виде солнечного диска, лучи которого оканчиваются ладонями со знаками «анх» — символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый образ человека, в изображениях фараона, его жены Нефертити, приближенных?подчеркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций.
Мединет-Абу, сел. в верхнем Египте на реке Ниле, с развалинами предместья древних
Фив: храм Тутмозиса III, дворец и гробница Рамзеса III.
Рамзес III вначале своего правления издал указ, согласно которому стал возводиться гигантский поминальный комплекс Мединет-Абу, ставший последним выдающимся храмом эпохи Нового царства.
То, что можно сейчас увидеть, - только часть комплекса, который включал крупное святилище с несколькими значительными храмами, склады, административные здания, постройки для жрецов, искусственное озеро с каналом. Храм, строившийся во времена правления Рамсеса III, вплоть до Птоломеев достраивался и продолжал расширяться.
На территории заупокойного комплекса Мединет-Абу можно также осмотреть остатки храма Аменхотепа, храма Тутанхамона, Эйе и Хоремхеба, храма Рамзеса IV.
Наиболее значительные археологические и эпиграфические исследования Мединет Абу проводились в 1920-х - 1930-х гг. Чикагским Восточным институтом (Holscher U. The excavation of Medinet Habu. Vol. I-V. Chicago, 1930-54). В настоящее время вокруг Мединет Абу расположена деревня Наг Ком-Лола, которая тянется от храма Амона (Мальката) на юге до места, где находился храм Аменхотепа III, на севере.
Храм Амона
Один из самых ранних храмов в Мединет-Абу построенный в эпоху правления Хатшепсут и Тутмоса III. В дальнейшем храм расширялся и перестраивался в течение полутора тысяч лет. При Рамсесе III храм Амона вошел в состав единого комплекса с заупокойным храмом этого царя
Храм расположен на каменном основании высотой 0,5 м. Главной особенностью храма является то, что плиты перекрытия галереи вокруг святилища Амона лежат непосредственно на колоннах, без архитрава, что не встречается больше ни в одном египетском сооружении.
Храм Аменхотепа, сына Хапу
Архитектор Аменхотеп, сын Хапу — единственный в истории Египта человек не царского рода, получивший право построить собственный заупокойный храм. Аменхотеп был чиновником при царе Аменхотепе III и руководил сооружением заупокойного храма этого царя. Архитектор Аменхотеп наряду с Имхотепом — строителем пирамиды Джосера — почитался вплоть до римского времени как бог знания. Его храм размером 45 на 110 м построен из кирпича. В нем особенно интересна планировка первого двора, где располагался очень глубокий пруд размером 25 на 26 м, наполнявшийся грунтовыми водами. С каждой стороны пруда было высажено 20 деревьев. Задняя часть двора перед храмом была украшена колоннадой.
Храм Тутмоса II
Сильно разрушенный небольшой храм Тутмоса II, называемый "Шеспет-анх" ("Часовня жизни"), длиной всего около 20 м, кажется миниатюрным по сравнению с близлежащим храмом Аменхотепа сына Хапу. Храм Тутмоса II имел небольшой двор, колонный зал и святилище. Строительство храма было закончено только при его сыне, Тутмосе III. Остатки храма раскопаны французскими археологами в 1926 г.
Храм Тутанхамона, Эйе и Хоремхеба
Заупокойный храм Тутанхамона к моменту его смерти, по-видимому, не был достроен и перешел сначала к его преемнику Эйе, а затем к Хоремхебу, при котором сооружение было завершено.
За первым пилоном в первом дворе находился небольшой дворец с колоннадой и "окном явлений". В передней части дворца располагался восьмиколонный зал, за ним — четырехко-лонный тронный зал и небольшие помещения.
Между вторым пилоном и зданием храма находился второй двор, окруженный по периметру колоннадой с двумя рядами колонн. В передней части храма имелся также поперечный колонный зал с 20-ю колоннами и 4-мя пилястрами, из которого три прохода вели в дальние помещения.
Во время правления Хоремхеба перед первым пилоном были поставлены еще два пилона, а вся территория комплекса обнесена стеной.
Храм Рамсеса III
Последнее значительное сооружение эпохи Рамессидов, дошедшее до нашего времени в хорошем состоянии. Строительство храма Рамсеса III велось в два этапа. Сначала был возведен заупокойный храм со вспомогательными сооружениями. Его окружили стеной, за которой находился также царский дворец, расположенный слева от входа на священную территорию, рядом с первым двором.
Второй этап строительства пришелся на конец царствования этого фараона: комплексу был придан оборонительный характер, его обнесли второй стеной, которая была на 10,5 м шире и на 18 м выше первой. Стена окружала площадь размером 205 на 315 м; на ней оказался и храм Тутмоса III. На востоке и на западе были возведены укрепленные ворота (Holscher U. Das Hohe Tor von Medinet Habu. Leipzig, 1910). Восточные ворота были трехэтажными. Их фасад украшали рельефные изображения.
Около ворот во времена XXV-XXVI династий было сооружено несколько гробниц саис-ских принцесс — "божественных жен Амона" (Шепенупет II, Аменардис I, Шепенупет III и Мехитенусехет).
От Нила к храму вел канал, завершавшийся каменной пристанью. Две лестницы вели от пристани на террасу, где находились ворота, ведущие в первый двор. На южную сторону двора выходило "окно явлений" из примыкавшего с юга царского дворца.
Основное здание храма, длиной 150 м, имеет точно такой же план, как Рамессеум. В нем есть два двора, по сторонам которых стоят осирические статуи царя. Из второго двора лестница ведет в гипостильный зал, за которым вдоль центральной оси храма расположены культовые помещения различных богов, комнаты для приношений и святилище с баркой Амона. В дальней части храма находятся потайные комнаты, предназначавшиеся, видимо, для проведения мистерий Амона-Ра.
С южной стороны от центральной оси располагалась сокровищница и помещения для культа Монту и заупокойного культа Рамсеса III. С северной стороны от центральной оси находились часовни Птаха, Амона и других богов, помещение для жертвоприношений, лестница, которая вела на крышу, и святилище божественной Эннеады.
В храме сохранились рельефные композиции с остатками красок. На втором пилоне помещено рельефное изображение царской охоты, на стенах и колоннах изображены сцены борьбы фараона с ливийцами и "народами моря". В некоторых помещениях сохранились рельефы, изображающие царя с принцессами, за что эти помещения получили название «гарем». В пределах территории, обнесенной внешней стеной, находились хранилища, жилые и хозяйственные постройки со стойлами для лошадей, колодцы, небольшие пруды и сады. Храм очень хорошо изучен и является одним из характерных примеров египетской храмовой архитектуры (Holscher U. The excavation of Medinet Habu. The Mortuary Temple of Ramses III. P. 1, Vol. III. P. 2, Vol. IV. Chicago, 1941, 1951).
Храм Рамсеса IV
остатки огромного заупокойного храма с двумя дворами и двумя пилонами свидетельствуют о том, что Рамсес IV намеревался затмить творение своего предшественника в Мединет
Абу. Но закончить его он не успел, несмотря на то, что использовал при строительстве фундамента блоки из храмов Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа II и Рамсеса II. Его комплекс отрезал от Нила заупокойные храмы Хатшепсут, Ментухотепа I и Тутмоса III, расположенные в глубине долины Дейр эль-Бахри. В настоящее время от храма остались только следы колоннады. (Hayes, Scepter of Egypt, II, p. 364 sq.).
КОЛОССЫ МЕМНОНА
В фиванском некрополе рядом с современным Луксором сохранились две гигантские статуи. Эти каменные фигуры изображают сидящего фараона Аменхотепа III (1390-1352 гг. до н.э.). У южной статуи видна маленькая скульптура царицы 'Гейм, жены Аменхотепа III. Как было принято, скульптура жены меньше статуи фараона и находится возле его ноги В наши дни в долину ведет несколько километров широкой асфальтированной дороги, проложенной по древнему пути, которым пользовались во времена фараонов. Он назывался тогда Дорога, ведущая туда, где садится Ра. Первым памятником Фив, встречающим нас после переезда через Нил, являются известные колоссы Мемнона. Эти две огромные монолитные статуи стоят но сторонам дороги у первого пилона поминального храма Аменхотепа III. Ныне он полностью уничтожен, но в свое время считался самым крупным храмом в Фивах (именно отсюда происходят два сфинкса, с 1832 г. украшающие набережную Невы перед зданием Академии художеств в Санкт-Петербурге).
Античные историки окрестили монументы Колоссами Мемнона - по имени сына богини Авроры, погибшего от руки Ахилла во время троянской войны.
Статуи выполнены из монолитных блоков красного кварцита и имеют высоту 21,5 метра. Архитектор фараона - Аменхотеп сын Хапу - от большой любви к царю приказал рабочим изготовить эти Колоссы, которые охраняли вход в ныне не существующий храм фараона Аменхотепа III. Причиной гибели храма явились частые разливы Нила.
Около 27 г. до н.э. во время землетрясения отвалилась верхняя часть правого Колосса.
После этого при каждом восходе солнца от оставшегося монолита исходил звук - жалобный стон. Древние тут же решили, что это Мемнон жалуется своей матери Авроре на боль. Послушать эти звуки приезжали путешественники со всех уголков античного мира. После реставрации статуи при Септиме Севере в 199 г. н.э. звуки прекратились.
При крещении Египта лица и фасады статуй обезобразили фанатики.
В мире нет другого города, где было бы сосредоточено такое огромное количество древних памятников - это почти треть всех исторических реликвий, всемирный центр археологии. Едва ли найдется место в городе, которое не несет на себе отпечаток многовековой истории Египта.
Главные достопримечательности Луксора: Луксорский и Карнакский храмы. Колоссы Мемнона (около 1400 г. до н.э.), изображающие фараона Аменохотеиа III, храм царицы Хатшепсут, единственной женщины-фараона, Долина Царей - усыпальница фиванскнх правителей и Долина Цариц, где хоронили их жен.
Храм в Луксоре был построен на берегу Нила в правление фараонов Аменхотепа III и Рам-зеса III. Он был посвящен трем фиванским божествам: Амону, его жене Мут и их сыну Хон-су.
Долина Царей
Всего в Долине Царей обнаружено более 60 гробниц, но лишь некоторые открыты для туристов. Так, можно пройти в гробницу Тутанхамона, Рамзеса III или Аменхотепа И. По длинным коридорам через ряд камер и ложных дверей путешественник попадает в погре-
бальный свод. На входном проеме - цитаты из "Книги мертвых". Отправляясь в последний путь, фараон должен был пройти 12 ворот за 12 ночных часов. За ними, во дворце Осириса, его ждали боги для исповеди. А после - либо вечное небо, либо смерть от клыков чудовищ.
Долина Цариц
Рядом с Долиной Царей находится Долина Цариц, где хоронили жен фараонов и их несовершеннолетних детей. Однако настоящее представление об образе жизни египтян дают гробницы третьего типа - дворцовых сановников. Эти памятники очаровывают наивной искренностью росписей: сценами охоты и рыболовства, сельской жизни, праздников. Удивительно, прошло более 4 тысяч лет, а людские заботы и радости остаются неизменными
В 67 км к северу от Луксора, на западном берегу Нила неподалеку от небольшого города Кена, расположен храм в Дендере, древнейший культовый центр богини любви Хатхор. В 98 км к северу от Дендеры, близ города эль-Бальяна находится древний Абидос с невероятным по своей красоте храмом фараона Сети I, посвященным богу Осирису, владыке загробного мира. В 54 км южнее Луксора находится хорошо сохранившийся храм бога-гончара Хнума в Эсне, а еще в 53 км на юг - Эдфу - знаменитое святилище бога-сокола Хора, легендарного родоначальника всех египетских фараонов, один из наиболее хорошо сохранившихся храмов древнего Египта.
СФИНКС
СФИНКС (Сфинга), в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, пожирала их. Загадку сфинкса («кто утром ходит на 4 ногах, в полдень на двух, вечером на трех») разгадал Эдип (его ответ: «человек — в детстве, зрелости и старости»); после чего сфинкс бросилась со скалы. Греки называли сфинксами и древнеегипетские статуи фантастического существа с телом льва и головой человека, реже животного.
Гизе
Пустынное, каменистое плато Гизе имеет плоскую форму, с небольшим наклоном с запада на восток на протяжении 2-х километров и с севера на юг - 1,3 километра и ныне практически поглощённом Каиром. Комплекс,расположенный на нём, состоит из трёх больших пирамид, сфинкса, и нескольких малых пирамид, храмов, гробниц жрецов и должностных лиц. Примечательно, что все стороны Пирамид практически точно ориентированы на магнитные полюса (отклонение всего 3 градуса).
Сегодня Пирамида Хеопса (Хуфу) состоит из 203 рядов каменной кладки, имеет высоту 138 м., (первоначально 146.6 метров). Облицовка на Пирамиде Хеопса не сохранилась, верхушка срезана.
На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена (Хафры), высота которой 136,6 метра (ранее 143.5), а длина сторон - 210,5 метра. Визуально пирамида Хефрена, сохранившая 22 ряда облицовки, кажется выше пирамиды Хеопса. Эффект достигается за счёт того, что её основание находится на более высокой отметке
Пирамида Хефрена (Хафры)
Внутренняя структура пирамиды Хафра относительно проста. Две камеры и два входа на северной стороне, один - примерно на высоте 15 метров, другой - под ним, на уровне основания. Сейчас внутрь пирамиды попадают из верхнего входа по коридору, который под самым основанием выравнивается и приводит к погребальной камере. Коридор, ведущий от нижнего входа, сначала опускается на десятиметровую глубину, а после небольшого ровного отрезка снова поднимается и приводит к верхнему коридору; сбоку у него имеется отвод в небольшую камеру, оставшуюся незавершенной. Погребальная камера находится примерно на оси пирамиды, она вытянута с востока на запад на 14,2 метра, с севера на юг - на 5 метров, высота ее - 6,8 метра. Камера вытесана в скале, только сводчатый потолок уходит в каменную массу пирамиды. В этой камере до сих пор стоит пустой саркофаг с разбитой крышкой,
обнаруженный Бельцони в 1818 году; сделан саркофаг из прекрасно отшлифованного гранита. Больше в пирамиде нет никаких камер и шахт, туннель Бельцони тоже уже занесен песком. Эта пирамида представляет собой самую компактную постройку на свете: при объеме известняковых блоков 1629200 кубических метров свободное пространство в ней составляет менее 0,01%.
С восточной стороны пирамиды Хефрена, на продолжении ее оси, находится верхний заупокойный храм, имеющий в плане форму вытянутого прямоугольника, занимающий площадь 112 х 50м. Его задняя стена примыкает к стене, окружающей пирамиду. Мы имеем здесь дело со сложившимся типом заупокойного храма эпохи Древнего царства, состоящего из двух основных частей - первое, доступной для верующих и второй, куда допускались лишь избранные.
Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней, составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный в скале он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом. Первоначально это был по-видимому крытый коридор, освещавшийся через отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стены были некогда украшены рельефами.
Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков гранита. Его стены имеют легкий наклон и в связи с этим он производит впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Перед храмом находилась пристань, куда присаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде помоста, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипос с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий отдельно на каждую статую.
Пирамида Микерина
Пирамида Микерина (Менкаура), самая маленькая, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина сторон - 108.4 метров. Первоначально она была на 4 метра выше, но длину сторон сохранила, ибо наносы песка защитили нижнюю часть ее облицовки. Облицовка эта - из красного асуанского гранита - первоначально покрывала пирамиду почти на треть ее высоты, дальше ее сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной она была еще в 16 веке, пока ее не ограбили мамелюки.
Вначале пирамида имела основание примерно 60x60 метров и только позднее оно было почти вдвое увеличено. Погребальную камеру Менкаура повелел вытесать всего в 6 метрах под основанием; но на следующей фазе строительства опустил ее на более безопасную глубину. Для строительства пирамиды он приказал использовать крупные блоки, по размерам намного большие, чем в пирамидах Хуфу или Хафра. Он хотел ускорить строительство и поэтому не заставлял рабочих тщательно обрабатывать камень. Но, не смотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды Менкаура явно не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигала примерно двадцатиметровой высоты, т.е. уровня гранитной облицовки.
В отличие от остальных пирамида Менкаура стоит не на скальном основании, а на искусственной террасе из известняковых блоков. Погребальная камера сравнительно мала - всего 6,5x2,3 метра и высотой 3,5 метра. Потолок составлен из двух блоков, снизу вытесанных на-
подобие полуарки, так что создается впечатление свода. Стены погребальной камеры и входного коридора выложены отшлифованным гранитом, коридор с первоначальной усыпальницей и помещениями для погребальной утвари соединяла лестница. Схема всех этих подземных помещений довольно сложна и отражает по меньшей мере три изменения первоначального архитектурного замысла.
Вход в пирамиду расположен как раз под тем местом, где мамелюки отказались от своих поползновений. Гранитный коридор покрыт слоем песка, за ним - только пустые камеры со спертым воздухом. Саркофаг Менкаура, найденный в 1837 году Визом, ныне лежит на дне океана где-то за мысом Трафальгар. Саркофаг был сделан из базальта и украшен рельефами, изображавшими фасад царского дворца. Когда британский полковник Говард Вене проник в 1837-м году в погребальную камеру этой пирамиды, он обнаружил там базальтовый саркофаг, деревянную крышку гроба в виде человеческой фигуры и кости. Саркофаг утонул вместе с кораблём перевозившим его в Англию, а датировка крышки гроба и костей отнесла их к эпохе раннего христианства.
К югу от третьей пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были похоронены жены фараона. В одном из помещений, связанных с пирамидой Микерина, американский археолог Райзнер открыл во время раскопок четыре скульптурные группы из сланца, называемые ныне триадами Микерина. Три из них находятся ныне в Каире, одна в Бостоне.
Ни в одной из Пирамид не было обнаружено никаких мёртвых тел, только пустые саркофаги.
Ещё одна странность^что, в отличии от более поздних пирамид (где на стенах были "тексты пирамид") в пирамидах четвёртой династии не было никаких надписей, кроме граффити. Значит ли это, что фараоны Четвертой династии не умели писать? Нет, это не так - вокруг пирамид стоит множество сооружений, относящихся к Четвертой династии, и на них встречается немало надписей. В молельне царицы Мересанх до сих пор можно видеть множество иероглифических текстов. Поэтому их отсутствие на пирамидах Четвертой династии выглядит крайне странным. Почему создатели таких грандиозных сооружений, при всей любви египтян к восхвалениям, не стали подчёркивать индивидуальную принадлежность своих Пирамид?
Весь комплекс производит впечатление построенного по единому первоначальному плану. Вопрос только( какому. (Я читала в какой- то книге, что пирамиды выстроены в точном отражении расположения звёзд одного из созвездий в определённый период времени над землёй. И даже, что сооружения Ангхора в Камбодже соответствуют так же расположению звёзд одного из созвездий, возможно Ориона, и связаны по построению с пирамидами Египта. Отсюда и разный размер пирамид, как и разная величина звёзд, и пропорция расстояний между ними Прим. Н.Хром.)
В настоящее время считается что пирамиды - усыпальницы фараонов. И,если в отношении более поздних пирамид сомнений почти никаких - то пирамиды четвёртой династии вызывают много вопросов.
Сфинкс
О Сфинксе написано очень много, но он до сих пор для нас остается загадочным. Мы же хотим узнать: когда и кем он был построен и о чем он молчит.
Сейчас Большой сфинкс сильно поврежден. Лицо изуродовано. Царский урей в виде приподнявшейся на лбу кобры, безвозвратно исчез; праздничный плат, спускающийся с головы на плечи частично обломан; от бороды остались лишь обломки.
Раны на лице Сфинкса, напоминают следы от ударов долотом. В XIV веке так изуродовал его некий набожный шейх, дабы выполнить завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо. Мамелюки использовали голову Сфинкса как тренировочную мишень для своих пушек.
Еще семьсот лет назад разрушение не было довершено до конца, и Абдул Латиф, врач, философ и путешественник написал о Сфинксе, что "его лицо прекрасно, а рот несет печать изящества". Похвалу того, чья работа "О человеческом теле" стала классической среди арабов на века, стоит по достоинству оценить.
Во времена ига гиксосов (1640 - 1520 гг. до н.э.) голова Сфинкса была повержена между лапами, а пески пустыни скрыли весь монумент, и Сфинкс на несколько столетий исчез от жителей Египта. Тутмос IV в конце XV века до н. э. повелел его раскопать.
Затем его освободили из плена песков саисские правители в VII веке до н. э. После них -римский император Септимий Север в начале III века н. э. В последний раз такие раскопки производились египетской Службой древностей в 1925-1926 годах.
Обращаясь ко времени создания пирамид и Сфинкса в Гизе, можно потонуть в потоке разнообразной информации. О времени создания Сфинкса существуют различные точки зрения и египтологи не пришли к единому мнению. Так?в трудах Е. Блаватской и Рерихов говорится, что создание пирамид "посвященными атлантами относится к 200 -тысячелетней давности", а Хорхе А.Ливрага, известный философ, говорит, что "потомки Атлантиды воздвигли Большую пирамиду ... а через тысячелетия Большого Сфинкса". У.Хармон вычислениями определил, что "первая церемония в Пирамиде состоялась 66890 лет назад". По данным Н.Н.Сочеванова "Сфинкс начали строить 44,2 тысячи лет до н.э. и закончили через 1200 лет". Эдгар Кейси, американский ясновидящий, утверждал, что "пирамида Хеопса и Сфинкс были построены между 10490 и 10390 годами до нашей эры". Между этими датами лежат десятки и сотни тысяч лет, в которые могут уложиться по времени своего существования с интервалом примерно 3000 лет десятки таких Египетских Цивилизаций.
Многие, изучающие эту проблему, отодвигают создание Сфинкса в глубь времен из-за того, что известняковое тело Сфинкса разрушено эрозией. Доктор Роберт Шох, профессор геологии Бостонского университета, учитывая степень эрозии Сфинкса, считает, что время создания Сфинкса "лежит между 7000 и 5000 годами до н.э. [ибо в этот период] действительно шли дожди". Джон Уэст считает, что "основная эрозия произошла в более ранний дождливый период до 10000 года до н.э.".
На то, что Сфинкс является неотъемлемой частью всего комплекса пирамид в Гизе, указывает и та информация, что "у халдеев, греков, римлян и даже у арабов существует древнее и весьма устойчивое предание, утверждающее, что под землей был устроен тайник и прорыт тоннель, по которому жрецы проходили от Великой пирамиды к Сфинксу", который, возможно, был сделан позже.
Обнаружатся ли в наше время эти скрытые тоннели, которые связывают Сфинкса с пирамидами на плато Гизы, мы не можем предрекать однозначно, а уповаем в смиренном спокойствии на свершение Судьбы, если это будет угодно для человечества. Мы также знаем, что если таковые тоннели существуют, то в нашу эпоху, когда все тайны раскрываются и тайное становится явным, будут открыты и эти тоннели.
Анатолий Черняев в книге "Большой Сфинкс: знак беды", а также Р.Бьювэл и Г.Хэнкок в книге "Тайна Сфинкса" пишут, что египетский Сфинкс был высечен из скалы во времена Атлантиды 12,5 тысяч лет тому назад во время перехода точки весеннего равноденствия из созвездия Девы в созвездие Льва
Сфинкс и египетские боги
Сфинкс - собирательный образ, в котором отпечатана Эпоха Тельца (четыре стоянки Солнца в Зодиакальных Домах: Телец - весеннее равноденствие - тело Сфинкса; Лев - летнее солнцестояние - лапы передние и задняя часть Сфинкса; Скорпион-Орел - осеннее равноденствие - невидимые крылья Сфинкса; Водолей - зимнее солнцестояние - человеческое лицо Сфинкса). Кроме всего этого лицо Сфинкса несет в себе собирательный портретный образ
I
Имхотепа, образ фараона, образ Павиана (связан с богом Тотом) и образ Гора (бога солнца). В этом и заключается величественная загадка Сфинкса, поэтому имя у Сфинкса "Шепес анх" - "Живой образ", связанный с богом творцом Атумом (Солнцем), Птахом, Тотом. Это и есть Божественная Троица, где Имхотеп являлся Тотом, Сыном Бога.
Сфинкс постоянно указывает всем, кто смотрит на его величественное изваяние, что Он и есть тот великий Архитектор, который сконструировал весь комплекс пирамид в Гизе вместе с храмами, и что в нем заключен ключ к расшифровке всех пирамид и пирамид-спутниц, выстроенных на плато Гизы и находящихся за спиной Сфинкса. Сфинкс, вбирая в себя образы человека, льва, тельца, говорит о себе, что он построен как раз в Эпоху Тельца, когда Телец-Апис приносился в жертву богу Солнца, то есть когда точка весеннего равноденствия пребывала в созвездии Тельца. На основании этой информации эзотерический Сфинкс будет заключать в себе четырех животных: человека, льва, тельца и орла, которые будут соответствовать четырем сторонам света: востоку, западу, югу и северу. Этими образами-символами будет пронизана вся Библия (Ветхий и Новый Заветы), ибо в этих образах будет заключена тайна цельности Человека, стремящегося уподобиться Богу. Сфинкс постоянно говорит стоящему перед ним человеку, что тайна богочеловека сокрыта в самом человеке. Покуда человек не объединит в себе все лучшие энергии от Льва, Тельца, Орла и Человека, а точнее говоря, энергии всех знаков Зодиака, человек будет смертным существом с чертами того или иного животного, пребывающим в колесе Сансары, в мире страданий, перевоплощений и смерти. И только тот человек, который будет постоянно наблюдать за Солнцем, как за Оком Божиим, и увидит, что Солнце проходит через все Зодиакальные Дома, чтобы человек смог в себе объединить все энергии этих Зодиакальных Домов, чтобы стать Цельным, Единым, тогда такой человек обретает сан бога и вырывается из колеса Сансары, попадая в Божие Царство, в мир Благодати, Радости, Счастья и Наслаждений. Либо этот человек становится Учителем-Сфинксом для других людей, чтобы указывать желающим Путь к Богу в мир Красоты и Покоя.
Тело Сфинкса составляет 72, 55 метров в длину и 20, 22 метра в высоту. Ширина лица - 4 метра, высота глаз - 2 метра, ширина губ - 2 метра, длина носа - ориентировочно более полутора метров, высота ушей - около одного метра. Часть священного урея (кобра), нос, нижняя часть уха, а также ритуальная бородка отсутствуют, зрачки были извлечены. Часть бородки сфинкса экспонируется в Британском Музее.
Начиная от шеи, тело Великого Сфинкса приобретает черты льва - обнаруживаются лапы, когти и хвост, закрученный вокруг правого бедра. При рассмотрении вблизи голова и тело Сфинкса выглядят пропорционально. При более отдаленном наблюдении голова кажется меньше по отношению к вытянутому телу, которое, кстати говоря, разительно отличается от последующих статуй сфинксов своей невероятной длиной. В неповрежденном состоянии, тело вероятнее всего было еще длиннее по отношению к голове, которая не так сильно пострадала от эрозии.
Под Сфинксом имееются три прохода, два из них до сих пор не найдены. Единственный известный проход, выдолбленный в 19-м столетии за головой, представляет собой короткую шахту, заканчивающуюся тупиком. Ни туннелей, ни погребальных камер внутри или под Сфинксом не было найдено. Небольшое число дыр в теле Сфинкса, возможно, являются остаточным явлением установки строительных лесов во время возведения монумента.
Изваяние было погребено в песке большую часть своего существования. Царь Тутмос1У(1425-1417 до н.э.) установил между передними лапами Сфинкса памятную стелу. На ней Тутмос описал событие, происшедшее, когда он был еще принцем: он отправился на охоту, но, устав, прилег отдохнуть в тени Сфинкса. Во сне Сфинкс явился правителю, и повелел расчистить песок, скрывающий его. Божество сказало ему, что если он поступит так, то будет вознагражден царским троном Египта. Тутмос выполнил указание, а Сфинкс исполнил обещание. Конечно, со временем, великая статуя вновь оказалась погребенной в песке.
В более поздние времена, когда Наполеон прибыл в Египет в 1798 году, Сфинкс был по шею засыпан песком, к тому времени нос уже был отколот более 400 лет. Между 1816 и 1817 годами генуэзский купец Кавилья попытался расчистить песок, но ему удалось только выкопать небольшой ров в передней части изваяния и вокруг передних лап. Огюст Мариэтт, основатель Совета Древностей Египта, также предпринял попытку раскопать Сфинкса, но тонны песка не оставили ему надежды. Удрученный, он занялся исследованием Долинного Храма Хафре, но в 1858 году вновь вернулся к Великому Сфинксу.
На этот раз, ему удалось расчистить песок вплоть до каменного основания канавы, окружающей Сфинкса, по мере раскопок открывая новые секции защитных стен вокруг рва, ему также удалось обнаружить странные кирпичные блоки рядом с телом Сфинкса, возможно, служившие небольшими усыпальницами. Но, однако, он так и не расчистил весь песок.
В 1885 году Гастон Масперо, в то время Председатель Совета Древностей Египта, снова попробовал раскопать Сфинкса, но, зная опыт своих предшественников и будучи ограничен в средствах, вынужден был покинуть это занятие.
Между 1925 и 1936 годами французский инженер Эмиль Бараиз, по поручению Совета, полностью раскопал Великого Сфинкса, впервые спустя многие столетия явив миру великий монумент во всей своей красе.
Фактически, песок, как оказалось, спас Сфинкса от разрушения, ведь, будучи построенным из мягкой породы, он давным-давно канул бы в Лету, если бы не был погребен в песках.
Тем не менее, в наше время статуя разрушается из-за ветра, влажности и смога из Каира. Изначально материал, использовавшийся для строительства, был не самого лучшего качества, уже испещренный трещинами и расколами. Угрожающая Сфинксу эрозия уже делает свое дело в нижней части головы. Шея зверя долгое время страдала от погодных условий, вероятно, когда Сфинкс был по шею погружен в песок, сильные ветра направляли песок именно в эту часть. Разрушение можно наблюдать невооруженным взглядом: в жаркий день обломки известняка осыпаются с монумента, приближая Сфинкса к вечному забвению.
Поэтому, в наши дни, большая часть работ в Гизе направлена не на обнаружение новых тайн и проведение раскопок, а на сохранение величайшего чуда Египта. Это является перво-очердной задачей, и, хотя некоторым и удается получить разрешение Совета на проведение раскопок около монумента, в надежде найти необнаруженные камеры, скрывающие секреты Атлантиды, в скором времени и эти работы будут запрещены.
В планах Египта уже фигурирует новый проект - стеклянный саркофаг вокруг Сфинкса, охраняющий божество от внешних воздействий.