Работу по воспитанию конкурентноспособной личности и по социализации выпускников осуществляют: классные руководители. педагоги-психологи, социальные педагоги, старшие вожатые, заместители директоров школ по воспитательной работе, общественные воспитатели. Создана многоступенчатая система развития потенциала детских и молодежных объединений – на сегодня их 24. Каждый пятый школьник вовлечен в активную общественную деятельность. 11 молодых людей получают стипендии Президента Чувашской Республики.
Ежегодно в районе реализуются около 10 проектов с участием детей, подростков и молодежи по решению проблем местного сообщества, наиболее значимым из них является волонтерское движение (их в районе 15 команд), формирующее гражданские компетенции, умение сопереживать помочь ближнему.
Основную работу по психологическому сопровождению учащихся проводят специалисты центра психолого – педагогической и медико-социальной помощи. Центр ведет активную просветительскую работу в школах и среди населения района. Психологи центра по приглашению выступают на родительских собраниях, перед учителями и школьниками по проблеме сохранения психического здоровья.
.Проведено 110 обучающих тренингов, 5 семинаров, в том числе республиканский семинар – совещание руководителей муниципальных служб психологического сопровождения « Психологическое сопровождение как фактор профилактики отклоняющегося поведения». В работе приняло участие 42 руководителей и специалистов ППМС – центров. Опыт работы центра по программе обследования детей со школьной дезадаптацией с последующей коррекцией заинтересовал коллег и они выявили желание работать по данной программе. Организация работы школьного ППМС- консилиума, взаимодействие его членов в комплексном решении проблем ученика также не ушло от внимания участников семинара. К примеру, в 19 школах созданы такие консилиумы, которые выбирают образовательный маршрут исходя их физического и психического здоровья младших школьников.
У 11 педагогов школ имеются разработанные авторские программы по профилактике табакокурения «Дыши легко». В 4 школах района реализованы проекты по профилактике употребления психоактивных веществ. В11 образовательных учреждениях социальными педагогами разработаны программы направленные на профилактику правонарушений, алкоголизма и наркомании.
На семинаре – учебе для социальных педагогов « Профилактика вредных привычек у школьников» (социальный педагог Санарпосинской СОШ Федорова Г.Г) методично продуманы виды деятельности, сочетались интерактивные и поисковые виды. Дети, опираясь на свой небольшой жизненный опыт, находили выход из трудных, спровоцированных педагогом ситуаций, выбирали свой путь для сохранения здоровья.
Центр проводит активную работу в направлении психологической поддержки детей с не неблагополучной обстановкой. В районе 125 неблагополучных семей, в них воспитываются 209 несовершеннолетних детей. Классными руководителями совместно с социальными педагогами и психологами разработано и реализовано 27 программ индивидуального сопровождения и развития ребенка, 18 программ работы с семьей.
Специалистами центра психолого-педагогической помощи детям и подросткам проведено 264 коррекционно-реабилитационных занятий, в том числе 148 с детьми «группы риска», (39_% от общего количества обучающихся);256 коррекционно-развивающих занятий, в том числе 72 с детьми «группы риска» (19_% от общего количества обучающихся); 749_человек прошли диагностику, в том числе 294 – дети «группы риска» 7 % от общего количества обучающихся), 223_человека - консультирование, в том числе 69 – дети «группы риска» (2 % от общего количества обучающихся), 48 родителей.
Действует телефон доверия.