Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – одна из самых актуальных в деятельности школы и социального педагога. Одна из причин правонарушений и безнадзорности детей – в детско- родительских отношениях.
В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случае выявленных затруднений.
Система семейного воспитания сегодня претерпевает значительные изменения. Связано это с тем, что по ряду причин происходит разрушение традиционной структуры семьи:
- однодетность семьи во многих поколениях. Ребенок в такой семье не приобретает навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями, что в дальнейшем негативно отражается на воспитательном потенциале его собственной семьи;
- обособленность молодых семей от своих родителей, что приводит к невостребованности жизненного опыта и мудрости старшего поколения;
- утрата традиций народной педагогики;
- социально-экономические трудности, которые испытывает семья;
- дефицит времени у родителей на общение и воспитание ребенка;
- пьянство родителей.
Все это приводит к тому, что ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами. И одним из способов решения этих проблем могут стать правонарушения и бродяжничество.
Можно выделить такие направления работы школы по профилактике безнадзорности:
- работа с семьей /диагностика детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье