ОН СЛУЖИЛ СВОЕМУ ДЕЛУ, СВОЕМУ НАРОДУ, СВОЕМУ ИСКУССТВУ
Творческая судьба Максима Дормидонтовича Михайлова неразрывно связана с Большим театром СССР. Не получив специального образования в каком-либо музыкальном учебном заведении, Михайлов приготовил две арии — Копчика из оперы А. Бородина «Князь Игорь» и Руслана из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и пришел в 1932 году поступать в Большой театр. Исполнение этих двух произведений было настолько ярко, убедительно и перспективно, что певец немедленно был принят в труппу. Дальнейшие успехи артиста показали, что это решение не было ошибкой руководства театра.
Начав с исполнения небольших оперных партий (Митюхин в опере М. Мусоргского «Борис Годунов», Зарецкого в опере В. Чайковского «Евгений Онегин»), Максим Дормидонтович вскоре стал исполнителем всего основного басового репертуара театра. Но примечательно, что, исполняя с большой убедительностью роли, полные величавого спокойствия, серьезности (Пимен в опере М. Мусоргского «Борис Годунов»), отмеченный и публикой и прессой Максим Дормидонтович успешно выступал и в ролях характерно-комедийного плана. Роль Чуба в опере «Черевички» П. Чайковского была исключительно удачна. «С треском вваливается Чуб - Михайлов в хату Солохи и рявкает: «Здорово!» так, что сыплются ухваты с печи и посуда со стола. Он сам, кажется, немного смущен неожиданным эффектом своего появления; прежде всего Чуб прикладывается штофу с горилкой, а уж потом вступает в разговор Солохой. Михайлов с неподражаемым комизмом играет Чуба, наивного добряка, уверенного в любви Солохи, но превыше всего ценящего благодушный покой и теплую лежанку на печи. Поет Михайлов превосходно, как впрочем, и всегда...»
И далее там же: «Заслуга Максима Дормидонтовича в том и заключается, что он избежал малейшего намека на шарж, нажим, потерю художественного вкуса и чувства меры». Мы не случайно подчеркнули это определение особенностей художественной индивидуальности артиста. Это они в своей совокупности определили творческий облик народного артиста СССР М. Д. Михайлова.
Необычайная простота, искренность каждой фразы, наконец, глубочайшее ощущение национальных особенностей исполняемой роли — персонажа привели артиста к величайшей творческой победе — совершенному во всех компонентах образу русского патриота — крестьянина Ивана Сусанина.
Создание этого образа принесло артисту ни с чем не сравнимый успех, эта работа вызвала страстный восторг и признание всех, кто видел Максима Дормидонтовича в роли Сусанина на сцене Большого театра. Особенно волнующе и остро воспринимался Михайловский Сусанин в годы Великой Отечественной войны. Фраза: «Страха не страшусь, смерти не боюсь! Лягу за святую Русь!» встречалась неизменными овациями. Он пел ее всем сердцем и потому звучала она так искренне, так убедительно. Создание М. Д. Михайловым образа Сусанина — подлинно художественный и общественно-гражданский подвиг артиста. Индивидуальные свойства его: внешность, голос, природа темперамента, обаяние в сочетании с чувством патриотизма и национального достоинства, как нельзя более подошли к этой роли. Глинковский герой получил в лице Михайлова свое лучшее, непревзойденное музыкально-сценическое воплощение. Петь этот спектакль с Максимом Дормидонтовичем было истинным удовольствием и великой ответственностью. Он заражал всех своих партнеров правдой чувств, страстью переживаний, естественностью отно1ений. Простой крестьянин, нежный отец, мудрый собеседник и горячий патриот он был прост и достоверен, лишен аффектации и позы. Это была большая правда искусства и вместе с тем великая гражданская правда! Отдавая сердечную дань памяти незабываемого, замечательного артиста, еще и еще раз хочется сказать о том, что всей своей жизнью Максим Дормидонтович был примером, достойным подражания в безраздельном служении своему делу, своему народу, своему искусству.