Действующим законодательством Российской Федерации наряду с федеральным государственным пожарным надзором предусмотрены также и иные формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Одной из альтернативных форм оценки в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является независимая оценка пожарного риска — НОР (аудит пожарной безопасности). Тем самым, МЧС России в рамках реформирования надзорной деятельности проводит работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. Одним из ключевых моментов в данном направлении и явилось создание института независимой оценки пожарного риска. Система независимой оценки рисков создавалась с целью повышения уровня защищенности общества, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган государственного пожарного надзора, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении трех лет со дня поступления в орган государственного пожарного надзора заключения НОР (исключение составляют объекты защиты, используемые организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности — в отношении таких объектов плановые проверки планируются по истечении одного года).
Таким образом, положительное заключение независимой оценки пожарного риска, освобождает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от проведения в отношении объектов защиты, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, плановых проверок в области пожарной безопасности.
Независимая оценка пожарного риска проводится экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. При этом, очень важно помнить, что экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, если данной организацией на указанном объекте выполнялись другие работы и услуги в области пожарной безопасности, а также если данный объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Положительное заключение по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска необходимо направить в орган государственного пожарного надзора в срок до 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, то есть до момента окончательного формирования и направления ежегодного плана проверок в органы прокуратуры.
Проведенная работа по независимой оценке пожарного риска, а также положительное заключение свидетельствуют о пожаробезопасном состоянии объекта защиты, и о полном выполнении требований пожарной безопасности.
При этом решаются следующие задачи:
- снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы контроля государственных надзорных органов;
-освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
-обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
В случаях, если в период с момента утверждения плана плановых проверок и до момента непосредственного проведения проверки будет представлен НОР на объект защиты, то указанная плановая проверка проводится в части определения соответствия исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования. При несоответствии расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах.