Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей.
В новом жанре отразились и ломка патриархальных отношений во всех сферах человеческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодействие городской и сельской культур. Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости. Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной словесности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые — те же русские люди — насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:
Красны-белы, сложьте ружья,
Замиритеся войной,
Отпустите наших миленьких
Нераненых домой!
В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:
Мой милёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:
Неужели пуля-дура,
Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!