Долгие годы власти борются с таким бичом общества, как пьянство. Но в то время как правительство ограничивает продажу спиртного в закусочных и вводит запрет на распространение алкоголя в праздничные дни и ночное время, рынок все больше и больше завоевывает иная спиртосодержащая продукция, прозванная в народе «фанфуриками». И хотя данная продукция предназначена для лечебных и косметических целей, некоторые находят подобным средствам другое применение — используют их в качестве напитков.
Масштабы потребления «фанфуриков» можно наблюдать весной, когда из-под снега, словно подснежники, пробиваются флакончики настоек. К сожалению, жидкость, предназначенная согласно инструкции лишь для наружного применения, зачастую принимается вовнутрь. К чему это приводит, объяснять не стоит. Различные приступы, слепота, цирроз печени — вот лишь часть «болячек», которыми страдают любители содержимого «фанфуриков». Зафиксированы и летальные исходы. Ежегодно теряем людей трудоспособного возраста по причинам, связанным с алкоголизмом. Из них некоторые умирают от отравления алкогольными изделиями, а некоторые в пьяном виде тонут, угорают, сгорают, замерзают, погибают в дорожно-транспортных происшествиях, совершают суициды и т.д.
Низкая цена и доступность «фанфуриков» позволяют некоторым гражданам пить каждый день. И они делают это годами. Не секрет, что продажа пользующегося спросом «напитка» приносит некоторым неплохие доходы. Зная о последствиях употребления косметических средств внутрь, большинство предпринимателей, тем не менее, реализуют продукцию и открыто, и из-под прилавка. Они поясняют, что товар отпускается в ларьках и магазинах в полном соответствии с законом: на этикетках указано, что он изготовлен по всем правилам ГОСТа и продукция официально не является лекарственным препаратом - это всего лишь лосьон либо одеколон. А в том, что некоторые люди используют препарат не по назначению, нет никакой вины коммерсантов. И никто из них не сможет ответить на вопрос: «Сколько жизней ещё надо!?»
Точки продаж «фанфуриков» находятся в зоне повышенного внимания правоохранительных органов, депутатов и администрации района, а с их торговцами ведется постоянная борьба.
К сожалению, правовых рычагов для запрета реализации лосьонов нет, поэтому единственным способом прекращения алкоголизации населения является добровольный отказ предпринимателей от получения прибыли за счет здоровья населения.
Администрацией Вурнарского района неоднократно проводились совещания с участием руководителей торговых предприятий района и аптечных учреждений, индивидуальных предпринимателей по вопросу об алкоголизации населения и причинах, влияющих на уровень потребления, в т.ч. за счет потребления спиртсодержащий жидкостей – так называемых «фанфуриков».
В ходе проводимых совещаний администрация района призывает представителей бизнеса принять участие в решении данной проблемы и регулярно напоминает: если в магазине был приобретен спиртосодержащий препарат двойного назначения и в результате его употребления погиб человек, то ответственность, в том числе и моральная, ложится и на продавца.
Руководителями восемнадцати организаций торговли, аптечных учреждений и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории района, подписан меморандум о добровольном отказе от реализации спиртсодержащих жидкостей.
Целью меморандума является формирование здорового образа жизни, добровольный отказ от реализации так называемых «фанфуриков» - спиртосодержащей продукции. Меморандум направлен также на обеспечение социальной защищенности граждан и укрепление здоровья населения, профилактику правонарушений, борьбу с пьянством, снижение преждевременной смертности.
Но на сегодняшний день выявляются факты продажи такой продукции в отдельных объектах торговли, несмотря на активную разъяснительную работу администрации района о недопустимости продажи такой продукции для потребления внутрь.
Каждый из нас должен понять, что борьба с «фанфуриками» должна стать общей: ведь при их реализации подвергается риску жизнь и здоровье граждан.
Отметим также, что в администрации Вурнарского района открыта «горячая линия» по телефонам 2-52-07, 2-64-24, куда можно позвонить и сообщить о фактах реализации «фанфуриков» в магазинах и аптеках. Звонки могут быть и анонимными.