Банкротство любой организации сопряжено с определенными особенностями, которые связаны с основной деятельностью задолжавшего предприятия. Знать все тонкости проведения процедуры банкротства обязан арбитражный управляющий. Но у них довольно часто возникают вопросы при продаже имущества банкрота, особенно, если это сельскохозяйственное предприятие.
Банкротству сельскохозяйственных организаций и порядку продажи их имущества посвящен отдельный параграф в Законе о банкротстве.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 419-ФЗ был существенно изменен алгоритм продажи имущества сельскохозяйственной организации и имущества крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако эти изменения, действующие еще с начала 2014 года, к сожалению, не были приняты во внимание отдельными арбитражными управляющими, что приводит к нарушению Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и, как следствие, к возникновению административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве (ч. 3 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Продал не тому
На аукцион выставлена сельскохозяйственная организация – колхоз. Приобретением нескольких объектов недвижимости и оборудования по цене более 5 млн. рублей заинтересовались сразу 2 потенциальных покупателя, которые подали свои заявки на участие в торгах. Данные лица признаны участниками аукциона, по итогам которого определен их победитель – лицо, предложившее наивысшую цену. Однако договор купли-продажи с ним так и не подписан – имущество внезапно продано другому лицу, которое, по мнению арбитражного управляющего, обладало преимущественным правом на его приобретение. Возможно ли такое?
В данном случае действия арбитражного управляющего неправомерны. Почему?
Статьей 179 Закона о банкротстве предусмотрено, что первоначально арбитражный управляющий должен выставить на торги все сельхозпредприятие должника. В случае, если предприятие не продано целиком, то на торги выставляется производственно-технологический комплекс (имущество, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации). Если же и комплекс не продан на торгах, то продажа имущества сельхоздолжника осуществляется по частям и путем публичного предложения.
Причем как в старой, так и в новой редакциях Закон о банкротстве предусматривает понятие «преимущественное право приобретения имущества должника». Им обладают лица, занимающиеся производством или переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц преимущественное право принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в той же местности, где и организация - банкрот, а также субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Однако в отличие от старого порядка преимущественное право возникает лишь при выставлении на продажу имущества частями.
Таким образом, имущественный комплекс единым лотом может быть выкуплен лицом, назначившим самую высокую цену. Он и должен быть признан лицом, выигравшим торги.
Не все арбитражные управляющие соблюдают требования Закона о банкротстве и нарушают их, продавая имущество не тому лицу, который предложило наивысшую цену, а тому, кто имел бы право преимущественной покупки, если бы комплекс продавался частями.
В Управлении Росреестра по Чувашской Республике выявили такое нарушение в действиях одного из арбитражных управляющих сельскохозяйственной организации Чебоксарского района и составили протокол об административном правонарушении. Арбитражный суд Чувашской Республики при рассмотрении дела № А79-7552/2015 установил факт несоблюдения Закона о банкротстве при продаже имущества должника. Не согласившись с подобной оценкой действий, арбитражный управляющий обратился с жалобой в апелляционную инстанцию. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 решение суда оставлено без изменения, а жалоба арбитражного управляющего – без удовлетворения.
Нарушил очередность продажи
В другом случае арбитражный управляющий, продавая имущество Шумерлинской агрофирмы, проигнорировал необходимость соблюдения всей цепочки действий, предусмотренной ст. 179 Закона о банкротстве. Сразу после несостоявшегося аукциона по продаже целого предприятия он перешел к продаже имущества частями путем публичного предложения.
Решением Арбитражного суда по делу № А79-7668/2015 арбитражный управляющий признан нарушившим нормы законодательства о банкротстве, так как ни в виде производственно-технологического комплекса, ни по частям имущество агрофирмы на торги не выставлялось. Позиция суда Первой инстанции поддержана Первым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 10.03.2016.
Таким образом, четко регламентированный в Законе о банкротстве алгоритм продажи имущества сельскохозяйственной организации, на практике не всегда соблюдается.
Административная ответственность в подобных случаях – это одна из форм воздействия на арбитражных управляющих. Помимо этого, действия арбитражных управляющих могут быть оспорены и в судебном порядке лицами, чье право нарушено в результате неправомерной реализации имущества. Кроме того покупателям необходимо знать не только обязанности, но и права при желании приобрести имущество сельскохозяйственной организации, признанной банкротом.