Федеральным законом № 347-ФЗ с 1 июля 2015 года понятие «личного кабинета налогоплательщика» было закреплено законодательно. Это значит, что документы в электронной форме, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью и переданные в налоговые органы физическими лицами с использованием «личного кабинета налогоплательщика», считаются юридически равнозначными документам на бумаге, подписанным личной подписью физического лица.
Налогоплательщики – физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении документов через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», размещенного на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, в частности, – направлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме № 3-НДФЛ с приложениями.
Получить усиленную неквалифицированную электронную подпись можно бесплатно, не посещая Удостоверяющий центр, непосредственно из «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц».
Пользователь может выбрать один из двух вариантов электронной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в «облаке» в защищенном хранилище ФНС России». В первом случае будет выпущен один сертификат, который в дальнейшем при необходимости можно будет перенести на другой компьютер в соответствии с инструкцией. Если же пользователь выбирает вариант хранения в «облаке», изготавливается один сертификат, который будет доступен с любого устройства.
Порядок формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи утвержден приказом ФНС России от 20.08.2015 № СА-7-6/364@.
Федеральная налоговая служба планирует расширять перечень документов, направляемых пользователем в налоговый орган через «Личный кабинет» с применением усиленной неквалифицированной электронной подписи.
«Личный кабинет» как официальный полноценный канал связи между налогоплательщиками и налоговыми органами позволяет значительно снизить трудозатраты граждан на взаимодействие с налоговыми органами и сократить издержки налоговых органов на обработку и анализ документов, а главное – обеспечить качественный уровень обслуживания налогоплательщиков.