С 1 июля 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ понятие «личного кабинета налогоплательщика» закреплено законодательно.
Это значит, что документы, переданные в налоговые органы физическими лицами в электронной форме с использованием Личного кабинета и подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, считаются равнозначными документам на бумаге.
В настоящее время налогоплательщики-физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении в налоговый орган через Личный кабинет налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с приложениями, осуществлять зачет и возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов, отправив соответствующее заявление.
Получение сертификата ключа проверки электронной подписи доступно пользователю в Личном кабинете во вкладке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи» в разделе «Профиль».
Пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух вариантов электронной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России». В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи будет полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через Личный кабинет.
Сертификат ключа проверки электронной подписи выдается на 1 год, по истечении установленного срока сертификат будет аннулирован.
По истечении года его необходимо сформировать заново в своем Личном кабинете также как и первоначально.
Передача документов в электронной форме, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью, распространяется только на налогоплательщиков-физических лиц, которые могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении документов через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Указанное положение не распространяется на некоторые категории налогоплательщиков-физических лиц в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Это такие категории налогоплательщиков физических лиц, как:
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Отметим, что документы, подписанные электронной подписью (квалифицированной или неквалифицированной), являются юридически значимыми и равнозначны документам, представленным на бумажном носителе.
Важно: ключ электронной подписи действителен только в рамках взаимодействия с налоговыми органами через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и не подлежит использованию в других информационных системах.