С 1 июня 2015 года жители Чувашии, как впрочем и все жители регионов России, могут оформить права на недвижимость через интернет. Государственная электронная услуга приема документов для регистрации прав и сделок на недвижимое имущество доступна на портале Росреестра www.rosreestr.ru .
Руководитель Управления Росреестра по Чувашской Республике Екатерина Карпеева: «В Москве и Московской области электронная регистрация уже проходит и никаких проблем не возникает. Сегодня уже и наш регион готов к приему первых электронных документов. Разработаны четкие инструкции, схемы работы. Специалисты прошли обучение».
Для того чтобы зарегистрировать право на недвижимость с помощью нового сервиса необходимо заполнить заявление и прикрепить необходимые документы. Все отправляемые через электронный сервис документы, включая заявление, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), полученной в удостоверяющем центре, аккредитованном Росреестром.
У большинства граждан нет такой подписи и получать ее для разовой сделки для них почти не имеет смысла. А вот для крупных застройщиков, риэлторов, нотариусов и других участников рынка недвижимости электронная регистрация просто спасение. К примеру, застройщики иногда подают по 100 объектов одновременно. Это занимало много времени. В Управлении вынуждены были принимать юридических лиц в отдельном кабинете, чтобы не нервировать «живую» очередь. Сейчас с появлением электронной формы подачи документов на регистрацию эта проблема сойдет на нет, так как количество заявлений, подаваемых через портал, не ограничено, отметили в Росреестре.
В некоторых регионах тем, кто торопится оформить сделку, но не хочет приобретать УКЭП, рекомендуют обращаться к нотариусу. Нотариусы берут на себя всю ответственность за чистоту сделки, заверяют своей электронной подписью все документы, подают за граждан документы в Росреестр. Срок регистрации по таким обращениям – 1 день.
Росреестр оказывает в электронном виде и другие услуги - постановка на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, выдача сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). Таким образом, теперь все наиболее востребованные услуги ведомства доступны в электронном виде.
Как сообщают в центральном аппарате Росреестра, в 2014 году в электронном виде было оказано 28% услуг по кадастровому учету (в 2013 году этот показатель составил 19%). В прошлом году более 35% выписок из ЕГРП и 30% сведений ГКН также были предоставлены в электронном виде. К 2019 году Росреестр планирует предоставлять в электронном виде не менее 70% госуслуг.