На Вурнарском заводе смесевых препаратов много трудовых династий, и по фамилиям некоторых можно догадаться, что это приезжие люди, для которых Вурнары стали второй Родиной. Так можно сказать о династии Старовойт. В преддверии 85-летнего юбилея завода состоялась встреча с основательницей династии, 87-летней Анастасией Старовойт. Она трудилась на заводе в течение 45 лет, приступила к работе в военное лихолетье – в 1944 году. Всю жизнь она работала бухгалтером, старшим бухгалтером, была верна родному предприятию, поэтому трудилась здесь до 1990 года.
Дверь в уютную квартиру открыла пожилая женщина с открытой улыбкой. По всему видно, что в молодости она была первой красавицей. «Когда я приехала в Вурнары, парни на улице сказали обо мне «хитре майра». Я так расстроилась и сказала об этом своей соседке: «Меня назвали хитрой, я же не такая». На что та улыбнулась и ответила, что по-чувашски это означает красивая русская девушка.
В Вурнары Анастасия Ивановна приехала в 1941 году из подмосковной Красной Поляны, бывшей тогда районным центром, вместе с младшим братом. В свои 14 лет она видела страшную правду войны, чудом миновали её фашистские пули.
Семья Наумовых жила, как все обычные семьи. Родители были родом из Сергача, но в годы коллективизации её отец и дед не сошлись взглядами на новое политическое устройство страны. Дед Анастасии был середняком, имел двух лошадей, коров, дом приезжих. Когда его попросили вступить в колхоз, он отказался. Сын Иван, служивший в то время в Армии, тоже написал , чтобы он вступал в колхоз. Деду это не понравилось, он сказал, чтобы сын не учил его жизни и устраивал свою судьбу так, как хочет. Из-за этого семья Анастасии Ивановны не вернулась в Сергач, а обосновалась в Красной Поляне. А дед через некоторое время был репрессирован, впоследствии умер в лагере.
К 1940 году, наконец, семья стала жить в достатке. Родители работали на местном заводе. «Сейчас у нас есть и еда, и одежда , и обувь. В следующем году возьмем участок и начнем строить дом», - говорил отец (семья в это время жила в месте с тремя другими семьями в доме раскулаченных). Но счастливое будущее оборвала война.
В первые же дни войны отец вместе с товарищами записался в добровольцы. Его определили в авиационный полк, который был дислоцирован здесь же, в Подмосковье. Мать месяцами работала на строительстве оборонительных сооружений. Вместе с отцом в дом приходили двое парней из Чувашии. «Они приносили нам, голодавшим, в котелке еду. Очень жалею, что не узнала их фамилии, не думала же, что буду жить в Чувашии. Они были бы для меня самыми близкими людьми», - говорит Анастасия Ивановна.
Фашисты надвигались на Москву, но семья пока не уезжала. Отец говорил : «Красная Поляна дальше Москвы, к нам немцы сразу не подступятся». Получилось же наоборот, именно в этом направлении немцы и стали наступать на Москву.
Наши отступали, мать вернулась домой , потому что окопы бомбили фашисты. Немцы приближались, и чтобы спасти детей, она вместе с соседкой вырыла в огороде землянку . Этот день , 30 ноября 1941 года, навсегда врезался в память Анастасии Ивановны. Ночью семьи перебрались в землянку. «Как они её выкопали, ведь стояли сильные морозы, земля глубоко промерзла», - удивляется Анастасия Ивановна их мужеству. Анастасии и её брату постелили одеяла , дети заснули. Скоро женщины услышали рядом грохот, выглянули – прямо на землянку надвигался фашистски танк. «Не будем детей будить, если засыплет землей, так им будет легче», - решили они.
Но свежевырытую землю еще не успело накрыть снегом, что и спасло их жизни. Немцы заметили, что здесь землянка, остановились . «Вышли двое из танка, подошли и говорят «Русь… Домой». Мать меня будит, а я вся дрожу от страха. Мы пошли в дом. «Пол… Вода… Самовар», - мать догадалась, что от неё требуется привести в порядок дом», - рассказывает Анастасия Ивановна. В их доме до наступления немцев оборонялись советские солдаты, после них осталось много гильз на полу.
Когда мать подметала пол, шепнула детям, чтобы они бежали в дом знакомых, который стоял на краю города, рядом с лесом. Это были страшные дни. Из леса стреляли наши, из поселка – фашисты, а дом, где спряталась Анастасия Ивановна со своими родными, находился между ними. Выйти из дома было невозможно – свистели пули. Ночью Анастасия Ивановна вместе с мамой, братом и соседкой ползком перебирались в лес и оставались там всю ночь, женщины ложились с краю, чтобы хоть немного согреть детей. Так прошли четыре ночи, но дальше здесь оставаться было страшно. Тогда мать решила – надо идти в бомбоубежище. Как только вышли, увидели в палисаднике двух немцев с автоматами. «Лица красные, смеются, видимо, выпивши, головы перевязаны кусками простыни, ведь немцы сильно мерзли в своих пилотках и хромовых сапогах», - вспоминает Анастасия Ивановна. С хохотом немцы стали «баловаться» - пугать стрельбой женщин и детей. «Мы убегали, и как только в нас не попали», - вспоминает ветеран. До освобождения они находились в бомбоубежище, которое было устроено в бараках. От тесноты здесь даже присесть было невозможно. Какова же была радость, когда город освободили советские солдаты.
Вернувшись домой, они увидели, что в одной комнате саперы обезвреживают большую бомбу, которая проломила крышу, но чудом не взорвалась. Собрав на скорую руку вещи, мама повела Анастасию и сына в Москву, до Лобни они шли пешком. «А по дороге кругом лежат наши погибшие солдаты. Мой 9-летний братик подбегает к каждому покойнику, рассматривает его и кричит: «Мама, это не наш папа!» - с болью в сердце вспоминает Анастасия Ивановна. К сожалению, их отцу не было суждено остаться в живых – он погиб в 1943 году на Курской дуге.
Из Москвы Анастасию Ивановну вместе с братом направили в Вурнары, где жил их родственник, мать осталась в Москве восстанавливать город. Так судьба занесла её в наш поселок. Их дядя, младший брат матери, приехал в Вурнары после того, как ему отказали в зачислении в высшее учебное заведение из-за того, что он был сыном «врага народа». В родной Сергач ему не хотелось возвращаться, т.к. к детям репрессированных относились с презрением.
В его маленькой комнатушке стали жить всемером, еды не хватало. Анастасия Ивановна начала работать в артели «Труд», но ей поставили условие: либо идти учиться в школу, либо направят в ФЗО. Анастасия поступила учиться в седьмой класс. Семья голодала, оттого брат уехал воспитанником в армию, там ведь кормили. Две картошки и стакан кваса на весь день – так жила и работала в это время юная Анастасия.
В 1944 году она начала работать в ОРС (отделе рабочего снабжения) завода. Каково же было счастье, когда ей дали отдельную комнату. Есть работа и жилье – из-за этого Анастасия Ивановна осталась в Вурнарах, хотя многие эвакуированные уехали в родные места. «В войну на заводе работали женщины и старики. Особенно было тяжко женщинам, работавшим на заготовке леса для производства карбюризатора: они жили в шалашах, лапти промокали, сушили их возле костра, боясь сжечь», - вспоминает пожилая женщина. Ей, молодой девушке, тоже приходилось много трудиться: на станции останавливались паровозы, на них грузили не только готовую продукцию, но и метровые чурбаки, еще сырые, от того тяжелые. Анастасия Ивановна в подробностях описывает, каким был тогда завод. Все строения были деревянными: цех, заводоуправление , магазин, столовая, барак, пекарня. Главными орудиями труда были вагонетки и лопаты.
Как бы тяжело ни было, Анастасия всегда умела радоваться жизни, она участвовала в драмкружке завода, любила петь, танцевать. Юная девушка по переписке познакомилась с военным Иваном Старовойт. Война заканчивалась, Иван находился в Кенигсберге. Но не сразу удалось им встретиться – Ивана направили на Дальний Восток. Пять лет переписывались молодые и встретились только в 1950 году. Иван переехал к супруге в Вурнары, тоже начал работать на заводе, наработал 26 лет стажа на предприятии, был мастером цеха дустов, председателем профкома.
Однажды в Вурнары приехал Василий - брат Ивана. Здесь он познакомился с девушкой, переехавшей вместе с семьей из Нижегородской области. Так родилась еще одна семья Старовойт, Надежды и Василия. Они уехали жить на Родину мужа на Украину, но, к сожалению, Василий прожил недолго, и Надежда с детьми вернулась в Вурнары. Они тоже пришли на работу на завод , так образовалась целая династия, к настоящему времени насчитывающая три поколения и общий трудовой стаж 193 года.
Надежда Николаевна в течение 25 лет трудилась секретарем –машинисткой. Ее сын Анатолий Васильевич Старовойт (ныне глава администрации Вурнарского городского поселения) проработал на заводе 26 лет, вначале был мастером прорабского участка, впоследствии - заместителем директора по капитальному строительству. Его супруга Инна Ивановна также является членом трудовой династии, т.к. работала воспитателем в детском саду «Рябинка», тогда относившемся к заводу. Династию продолжают их дети: дочь Оксана Анатольевна Данилина назначена на ответственную должность начальника промышленно-санитарной лаборатории, сын Василий Анатольевич Старовойт - начальник смены отдела пожарной безопасности.
Второй сын Надежды Николаевны, Виталий Васильевич, тоже 8 лет работал на заводе. Третий сын, Андрей Геннадьевич, также трудился на заводе, его супруга Елена Васильевна вот уже 14 лет работает мастером по подготовке производства цеха № 181.
Трудовые династии являются символом стабильности развития предприятия, ведь только человек, высоко ценящий свою профессию, может привить детям к ней интерес.
В Филиале ЗАО Фирма «Август» «ВЗСП» трудовые династии в почете, и пусть еще много поколений будут перенимать любовь к труду и продолжать дело своих родителей.