Система дошкольного образования Вурнарского района представлена 15 дошкольными образовательными учреждениями.
Дошкольные образовательные учреждения района работают на 10,5 часовом режиме пребывания детей. В районе с учетом социального уровня разных категорий населения проведена достаточно активная работа по организации групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в общеобразовательных школах района. В 18 общеобразовательных школах открыты 30 групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с общим охватом – 440 детей. Направление содержания работы групп кратковременного пребывания - развитие и подготовка детей к школе. 30 групп работают по 2,5 часа 3 раза в неделю.
Общая численность в ДОУ и группах кратковременного пребывания в СОШ на конец 2005 года -1528, что составляет 63%, в 2005 г. – 58%.
ДОУ района работают по реализации федеральных и республиканских программ развития образования, подпрограмм "Образование и здоровье детей", "Об улучшении организации питания в образовательных учреждениях". В районе разработан комплексный план мероприятий, направленный на осуществление программы «Образование и здоровье детей». В ДОУ №3 «Ромашка» введена должность логопеда. В ДОУ №4 «Березка», ДОУ №5 «Рябинка», №3 «Ромашка», №1 «Солнышко», «Светлячок» с. Калинино введена должность инструктора по физической культуре. Успешно идет процесс обновления содержания дошкольного образования, реализуются программы нового поколения «Радуга», «Детство», «Развитие», «Школа-2100» и др.
47 % детских садов работают по республиканской программе «Программа воспитания ребенка – дошкольника», дополняя её содержание элементами других программ, и используют авторские технологии.
33% детских садов оказывают дополнительные услуги по различным направлениям развития детей.
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них потребности в физическом совершенствовании является приоритетной задачей ДОУ района. Существенная роль в воспитательно-образовательном процессе отводится гигиеническому воспитанию, формированию устойчивых умений, навыков личной и общественной гигиены, культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни. Медико-социальные условия в дошкольных образовательных учреждениях способствуют укреплению, сохранению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. В 2005 году одним ребенком по болезни пропущено 2,6 дня (в 2004 г. – 2,6 дня).
В районе ежегодно проводится смотр-конкурс по охране жизни и здоровья детей "За здоровьем - в детский сад ". Смотр-конкурс проводился с целью улучшения работы по охране жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях, воспитания у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни.
Особое место в работе ДОУ занимает изучение процесса реализации Закона "О языках в ЧР". В 7 ДОУ организовано обучение чувашскому языку. 420 детей, начиная с 4 лет, изучают чувашский язык. А в 8 национальных ДОУ и 30 группах кратковременного пребывания детей в СОШ 502 ребенка обучаются русскому языку.
В система дошкольного образования работают 141 педагогических работника. Высшее образование имеют 32 человека (23%), незаконченное высшее - 4, среднее-специальное образование – 107 человек. Высшую квалификационную категорию имеет 1 заведующая, 1 квалификационную категорию имеют 38, 2 квалификационную категорию имеют 57 педработника.
В районе организована работа методических объединений со всеми категориями педагогических работников. Одной из традиционных форм методической работы являются круглые столы с руководителями МО, в ходе которых проходит обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей, выработки подходов к реализации проблем, подведение итогов. Разнообразие тем МО позволяет педагогам ориентироваться в выборе современных форм и методов физического, интеллектуального, личностного развития детей и использовать их на практике.
В районе традиционно проходит смотр-конкурс дошкольных образовательных учреждений "Светофорик" по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Целью конкурса является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; повышение эффективности работы ДОУ по воспитанию у детей навыков культуры поведения на улицах и дорогах; повышение ответственности родителей за привитие детям безопасного поведения на улицах и дорогах; обобщение и распространение передового опыта работы ДОУ.
Заметные положительные изменения года:
- увеличился контингент воспитанников на 5%
- активизировалась работа по обеспечению доступности дошкольного образования для всех слоев населения, вновь открыто 4 группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады (их сейчас 30);
- повысился образовательный ценз педагогических кадров системы дошкольного образования с 20 процентов до 23;
- в течение января-апреля 2005 г. 100% дошкольных учреждений получили свидетельство о государственной аккредитации.
Для дальнейшей реализации принципа общедоступности дошкольного образования, интеграции общественного и семейного воспитания в 2005 году предусматривается развитие следующих направлений:
- обеспечение гарантированного функционирования и развития сети различных видов дошкольных образовательных учреждений с учетом социальных потребностей семей и запросов родителей на разнообразие режима работы дошкольных учреждений и воспитательно-образовательных услуг;
- обеспечение полного охвата пятилетних детей предшкольной подготовкой;
- введение дифференцированного финансирования дошкольных образовательных учреждений в зависимости от их вида и категории.
В рамках федерального эксперимента по апробации моделей образования детей старшего дошкольного (предшкольного) возраста определена экспериментальная площадка на базе ДОУ №5 «Рябинка».