Полноценное физическое развитие невозможно без правильной осанки. Осанку часто считают универсальным показателем состояния здоровья человека и его гармоничного развития, т.к. при всех видах нарушения осанки внутренние органы смещаются, а, следовательно, нарушаются их функции: ухудшается работа сердца; желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; развивается головная боль; повышается утомляемость; снижается аппетит; ребёнок с нарушенной осанкой становится ленивым, апатичным, избегает излишней физической нагрузки и подвижных игр. Поэтому смело можно говорить о том, что нарушение осанки ведёт к различным проблемам со здоровьем. И если в детском возрасте эти проблемы может быть не так заметны, то в более зрелом возрасте могут превратиться в смертельно опасные болезни. Именно поэтому на формирование правильной осанки необходимо обратить внимание ещё в раннем возрасте.
Осанка – это привычная поза человека при сидении, стоянии, ходьбе. Признаки правильной осанки:
- плечи развёрнуты и отведены назад;
- лопатки не выпирают;
- линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;
- живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая
особенность такова, что живот выступает вперёд)
- голова держится прямо;
- спина ровная;
- походка лёгкая;
- фигура стройная.
Наш позвоночник при правильной осанке имеет три изгиба: шейный прогиб, грудной выгиб и поясничный прогиб. Формирование правильной осанки начинается практически с первых дней жизни человека. Позвоночник новорожденного ребёнка не имеет никаких изгибов. Первый изгиб – шейный лордоз формируется к трём месяцам жизни ребёнка. Второй изгиб позвоночника – грудной кифоз формируется к шести месяцам жизни ребёнка. Третий изгиб – поясничный лордоз формируется к 9 – 12 месяцам жизни ребёнка. Закрепляются все эти изгибы позвоночника в подростковом возрасте.
Неправильная осанка – это не значит, что произошло просто искривление позвоночника. Нарушения осанки бывают разные. Чаще всего встречается три вида нарушения осанки: кифоз, лордоз и сколиоз.
На формирование правильной осанки влияют множественные факторы. К ним можно отнести: наследственность, правильные физические нагрузки, организацию двигательной деятельности ребёнка, правильное питание, режим дня, организацию развивающей среды и т.д. Если Вы замечаете, что у ребёнка появляются признаки нарушения осанки, то необходимо найти причины этого и устранить их. На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.
Причины нарушения осанки:
- чрезмерные физические нагрузки;
- поднятие тяжестей;
- неправильное питание, т.к. растущему организму необходим кальций и фосфор;
- нарушение витаминного обмена;
- неправильная посадка ребёнка за столом;
- мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;
- наследственная предрасположенность.
Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки. Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:
1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.
2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.
3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки.
4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.
5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.
6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.
7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.
8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка. Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?
Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см; для ребёнка 1,5 - 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см; для ребёнка 2 - 4 лет, при его росте 90 - 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см; для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 - 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см; для ребёнка 5 - 7 лет, при росте 115 - 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см; для ребёнка 6 - 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36см.
Ещё одна мера профилактики нарушения осанки — правильная посадка ребёнка за столом:
- если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;
- если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;
- между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;
- спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;
- ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;
- высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;
- край стула должен заходить под крышку стола не менее чем на 4 – 5 см.
Правильное питание. Растущий организм должен получать свою дозу полезных веществ – витаминов и минералов. В меню должно обязательно присутствовать мясо (правда жареную отбивную лучше заменить вареной, тушеной или запеченной в духовом шкафу курятиной и телятиной), кисломолочные продукты, фрукты, овощи. И, конечно же, свести к минимуму потребление колбас и сосисок (а лучше вообще без них обойтись), жареного и жирного, чипсов и прочей гадости. Насколько правильным будет питание, настолько правильно будут развиваться мышцы и кости.
Перенос тяжестей. Первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям – это школьные ранцы, напичканные учебниками. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника. Школьный ранец должен обладать следующими обязательными характеристиками: спинка у ранца должна быть твердой и ровной (так вы обеспечите правильную осанку школьнику), ширина ранца не должна быть шире плеч, ранец не должен свисать ниже пояса, ремни должны быть широкими (4 - 4,5 см) и мягкими с регулируемой длиной, иметь достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. В идеале, вес, который можно поднимать ребенку, составляет 10% от массы его тела. Вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. Не разрешайте носить тяжелые сумки на одном плече, что особо любят девочки, подражая старшеклассницам и желая быть модными. Так искривление позвоночника просто обеспечено.
Привычку правильно переносить тяжести человек должен выработать с детства. Все знают, что неправильно наклониться, взять тяжесть и поднять, это очень большая нагрузка на позвоночник, но, тем не менее, все так делают. Так давайте хотя бы наших детей приучим правильно поднимать тяжести – присел с ровной спиной – взял – прижал к груди - поднялся – отнес.
Родители, а также сотрудники дошкольных и школьных учреждений, обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе.
Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию помещений детских садов и школ установлены в следующих санитарных правилах:
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
В детских садах согласно санитарным требованиям подбор мебели для детей должен проводиться с учетом роста детей, мебель должна иметь цветовую маркировку. Спальни оборудуются стационарными кроватями, раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно - трехуровневыми кроватями. Кровати должны соответствовать росту детей.
В школах согласно санитарным требованиям в целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий. Для этого в первых классах посвящается специальный урок.
Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося ученической мебелью в соответствии с его росто-возрастными особенностями и требованиями эргономики (парты должны иметь цветовую маркировку и расставляться в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие – дальше); приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Учитель должен объяснять обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивать, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
При овладении навыкам письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.
В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.
Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки. Следуя этим простым правилам, у ребёнка не должно быть проблем с красивой, грациозной и ровной спиной. Да, родителям и педагогам, за этим всем следить сложно, на это все уходит время. Но зато ребенок вырастет здоровым. Повторять фразу «Сядь ровно!» необходимо очень и очень часто. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости!!!
Главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЧР – Чувашии в г. Канаш В.М. Головач