На днях в суде рассматривалось дело между племянницей и ее тетей. Пожилая женщина Анна Сергеевна просила признать сделку по договору дарения квартиры недействительной. Год назад она подарила племяннице Кате свою однокомнатную квартиру. «Я же думала она будет ухаживать за мной, помогать, продукты приносить и лекарства, – рассказывала в суде Анна Сергеевна. – А она даже проверить за весь год только два раза пришла. Я ведь сама и квартплату плачу. За что я ей квартиру-то подарила, чтобы она обо мне совсем забыла что ли! Она меня пожизненно содержать должна!».
Катерина в свою очередь утверждала, что ничего своей тете не должна. Подарила она квартиру по собственному желанию, и ни о каком содержании разговора не было. «У меня тетя еще молодая – 65 лет всего. Это я сколько ее содержать должна? 20 лет что ли? Оформила дарение, значит, полностью квартира моя, что хочу с ней, то и делаю. Могу завтра продать. А если она хотела чтобы я ее содержала, то другой договор надо было оформлять. А мы ей перед подписанием разъяснили в чем разница между этими сделками, а она все равно решила подарить», - оправдывала себя племянница.
Как объяснили в Управлении Росреестра по Чувашской Республике такие ситуации происходят довольно часто. Сделку оформляют, подписывают документы, а потом за голову хватаются, не то мы имели ввиду, не то хотели оформить, верните все как было. Но сделку недействительной могут признать только в суде. Поэтому очень важно понимать, какие сделки совершают владельцы недвижимости и отдавать отчет о своих действиях.
«Отношения, когда одно лицо передает в собственность другому лицу жилой дом, квартиру и хочет получить пожизненное обеспечение его потребности в жилище, одежде, питании, либо выплату определенной денежной суммы регулируются договором пожизненного содержания с иждивением, – разъясняет заместитель руководителя Управления Росреестра по ЧР Татьяна Васильева. - Данный договор существенно отличается от договора дарения. При дарении в обязанности одаряемого (лица, получившего в дар) не входит какое-либо встречное обязательство, в том числе по осуществлению ухода, предоставлению средств на содержание дарителя».
Часто договор дарения пытаются оспорить не только те, кто подарил квартиру, но и родственники. Например, когда наследники узнают, что их родитель подарил квартиру третьему лицу. Тогда они пытаются доказать, что он (даритель) был невменяем, страдал психическим расстройством. В большинстве случаев суды отказывают в удовлетворении исковых требований о признании сделок недействительными.
Вот и Анне Сергеевне не удалось доказать в суде, что она заблуждалась относительно сделки, что не договор дарения она хотела заключить, а договор пожизненного содержания с иждивением.
Суд разъяснил, что на момент совершения дарения Анна Сергеевна не была лишена дееспособности, не состояла под опекой и попечительством, не страдала заболеваниями, препятствующими осознать суть договора. При этом проживание в подаренной квартире самим дарителем, оплата ею коммунальных услуг не является основанием для признания сделки по дарению незаконной, а ссылка дарителя на преклонный возраст, наличие ряда заболеваний сами по себе не свидетельствуют о недействительности указанного договора.
В Росреестре предупреждают, что необходимо понимать суть заключения договора дарения. Опасно дарить квартиру под простое обещание о «заботе до конца дней». «Прежде чем придти на оформление сделки лучше всего проконсультироваться у наших специалистов, – советует Татьяна Васильева. - Консультации бесплатные. Оказывают их каждый день. Можно записаться на прием к начальникам отделов по госрегистрации. В наших офисах любому желающему помогут разобраться в сложных юридических сделках и разъяснят их последствия. Если бы Анна Сергеевна заранее получила консультацию от наших специалистов, то оформила бы не договор дарения, а пожизненного содержания с иждивением, по условиям которого Екатерина просто обязана была бы ухаживать за тетей иначе не видать ей этой квартиры. Теперь же Анне Сергеевне остается только надеяться, что племянница не выселит ее из квартиры и позволит спокойно в ней проживать».