Творчество как универсальный путь личности.
Есть чрезвычайно важная сторона активной деятельности воспитанника , в которой особенно сильно переживается радость мышления,- творчество. Без творчества немыслимо познание человеком своих сил. Способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Без творческой жизни личность не может быть воспитанной, без творчества немыслимы духовные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические, идейные взаимоотношения между личностями в коллективе. Творчество- это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личностью и проявлением её сил в активной деятельности. Я бы назвала творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты.
Групповая форма организации воспитания в школе получила название класс-коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни.
С самого начала работы с классом предоставляю детям больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно-полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции самодеятельного управления. В своей работе с детьми придерживаюсь принципа: всё, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
Участие ребят в составлении плана работы, подборе материалов для праздников, конкурсов, в распределении заданий и в контроле за исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т. е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.
Свою воспитательную работу строю по тематическим разделам: 1Здоровье
2Общение
3Досуг
4Труд
5Образ жизни
6Учение
7Индивидуальная работа с учащимися
8Семья
9Безопасность жизнедеятельности
Коллективное обсуждение строится по плану: «Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?
Работу строю по такому алгоритму:
1предвартительная работа организатора;
2коллективное планирование;
3коллективная подготовка;
4коллективное проведение дела;
5коллективное подведение итогов;
Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить – и жить с пользой и радостью!
В этом учебном году ученики сами предложили такие мероприятия, как «Эрудит-шоу», тренинги, подведение итогов за неделю по номинациям: лучший ученик среди отличников. Среди хорошистов, среди средних учащихся, самый трудолюбивый ученик. Самый активный ученик.
Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу. но и обсуждать её результаты, анализировать сделанное.
Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива и одновременно критерий его становления и возникает только тогда, когда у ребят появляется вкус к коллективному творчеству.
Таков парадокс: методика коллективного творчества формируется одновременно с заинтересованностью в самом творческом процессе.
«Делу время. Потехе – час»- гласит мудрая народная поговорка. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Игры - это возможность проявить свою творческую активность , свои растущие силы. В игре, чаще всего представляющей индивидуальные или групповые соревнования, воспитываются волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то ,без чего немыслим успех. А ведь наличие этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Познавательные и интеллектуальные игры «Счастливый случай», « Ты и я», «Кто хочет стать эрудитом?». Различные тренинги расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.
В своём педагогическом опыте я ищу такие формы игры, которые отвечали бы таким требованиям:
1 Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2 Иметь познавательное значение.
3 Активизировать общественную деятельность детей.
4 Обеспечивать мыслительную активность участников игр.
5 создавать условия для детского творчества.
Практика показала, насколько важны в современных условиях творческая активность учителей, поиск наиболее совершенных приёмов и способов воспитания школьников.
Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению , ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания- вот основные задачи, которые я определяю, заглядывая на 5 лет вперёд:
Лучшие стихи и сочинения.
Сочинения - размышления.
Конкурс «Умелые руки».
Диспуты
Беседы
Праздники
Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Опыт работы вожатым в начале педагогической деятельности помогает в этом.
Часы, свободные от выполнения учебных заданий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, я предлагаю несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то ,что ему нравится или что он умеет.
Например»Конкурс»А ну-ка, девушка!»
1 КТД «Забота»:
У бабушки в гостях.
У постели больного.
Шефы в детском саду.
2 Зал мод:
Кружок кройки и шитья
Мода и мы.
Как быть всегда красивой?
3 Интермедия «Неудобно».
4 Конкурс «Золушка»:
Ах, этот бабушкин передник.
Сказки бабушки Арины.
Заплети мне косичку!
Уголок хозяюшки.
В самой обычной школе есть много учеников, обладающих оригинальными способностями к самым различным видам деятельности, и в принципе эти способности эти способности можно развивать до сравнительно высокого уровня. Помочь детям «найти себя» -моя главная задача.
Нахожу такие формы работы, которые позволяют каждому ученику попробовать себя в различных видах деятельности. Со строгим учётом этих «проб».
А чтобы развитие задатков шло более активно, я предлагаю конкурсы:
-Угадай мелодию
-Поэтесса
-Танцуй вместе с нами
-Мой кумир
Цель этих конкурсов: формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Развивать физические данные детей, стремления к регулярным занятиям физкультурой и спортом, дать им доступные знания о своем организме. Умение заботиться об укреплении здоровья - насущное требование к педагогу.
В моей практике родилось немало игровых форм: «Парад войск», конкурс «Три С», праздник здоровья.
Детям свойственно чувство юмора. А мы должны способствовать чувству радости утру, солнцу, первой траве и первому снегу, доброй улыбке и хорошему делу.
Каждый год 1 апреля проводится «День юмора», «Мини- шоу для тех, у кого есть чувство юмора».
Цель этих праздников- развивать художественные творчество в дружеском шарже, уметь рассказывать шутки и анекдоты ,учить детей понимать юмор , пользоваться смехом и иронией.
В развитии творчества у детей заложены большие и подчас не раскрыты ещё возможности. Совершенствование этого процесса - почётная и важная задача педагога.
Достижения.
Из 14 учащихся 2 отличника, 6 ударников, неуспевающих нет. Класс активно участвует во всех мероприятиях школы и района и занимает призовые места. Егорова Альбина в 2005 году 3 место по праву, в 2004 году 3 место в соревнованиях «Чудо – шашки», 5 место в финале «Ученик года- 2004». Ученики этого класса в 2004 году заняли 1 место в экологической викторине, 2 место в слёте юных друзей природы, 4 место - в Республиканском конкурсе экологических агитбригад «Не стреляйте в диких лебедей». В конкурсе «Ростки возрождения» в викторине в 2004 году заняли 2 место, в 2005 году 1 место. Команда класса заняла 3 место в зональном конкурсе игры клуба КВН «КИВИН Весна - 2005». Пронюхина Людмила занимала 1-ые места в районных соревнованиях «Шиповка юных», по весеннему кроссу, в весеннем легкоатлетическом кроссе на дистанции 1000 м. И участвовала в республиканском легкоатлетическом кроссе. Христанова А. и Абрамова М. награждены «Почётной грамотой» за активное участие на районном смотре-конкурсе «Одарённые дети». Кустина А. заняла 3 место в научно – практической конференции в 2006 году в секции «Русский язык и литература». После 9 класса Егорова А. и Михайлова А. продолжают учёбу в лицейском классе при Вурнарской средней школе №1. Пронюхина Л. поступила в спортивную школу олимпийского резерва. Абрамова М. поступила в Канашское медучилище.