МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
(утвержденные приказом Минобрнауки России от 6 января 2006 г. № 1)
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. № 854, предназначены для разработки нормативной базы деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении и адресованы работникам методических служб, руководителям общеобразовательных учреждений, заместителям руководителей общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам, выполняющим функции классного руководителя.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее – классный руководитель).
В соответствии с дополнением, внесенным в п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Класс – как правило, группа обучающихся одного возраста, осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2. 1178-02 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных и малочисленных сельских общеобразовательных учреждениях, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех или четырех классов – не более 15 обучающихся.
Цели и задачи деятельности классного руководителя
Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачами классного руководителя являются:
формирование и развитие классного коллектива;
создание ситуации защищенности, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, психического здоровья обучающихся;
организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;
создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования здорового образа жизни;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с коллективом класса;
гуманизация отношений между обучающимися в коллективе, между обучающимися и педагогами;
содействие формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие ученического самоуправления.
Функции и должностные обязанности классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения и ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Функции классного руководителя.
1. Организационно-координирующая:
установление связи общеобразовательного учреждения и семьи;
взаимодействие с учителями-предметниками и другими субъектами образовательного процесса, а также обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативная:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностическая:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
Права и обязанности классного руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. В большинстве субъектов Российской Федерации действуют примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.
При разработке нормативной базы деятельности классного руководителя рекомендуется руководствоваться следующим.
Классный руководитель имеет право:
получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
контролировать успеваемость каждого обучающегося;
контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;
координировать работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
вносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;
приглашать для беседы родителей (лиц, их заменяющих);
по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;
получать помощь в организации своей деятельности от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
определять индивидуальный режим работы с обучающимися исходя из конкретной ситуации;
вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.
Обязанности классного руководителя заключаются в:
организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
оказании помощи обучающемуся в решении возникающих проблем;
установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:
учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;
определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;
учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;
осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.
Режим работы классного руководителя
Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в его уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах.
Критерии оценки деятельности классного руководителя
Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.
Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии (уровень социальных компетенций, общей культуры и дисциплины обучающихся класса, их гражданской зрелости).
Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев.