С 1 января 2012 года вступил в силу новый раздел Налогового кодекса Российской Федерации, благодаря которому изменились положения, касающиеся проверок налоговыми органами сделок на соответствие рыночным ценам. Изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Данным Законом установлен перечень контролируемых сделок, порядок уведомления налоговых органов об их заключении, ответственность за нарушение налогового законодательства в части контролируемых сделок.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" вводит новое понятие - контролируемые сделки. В соответствии с п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. При этом перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми расширен. Так, п. 2 ст. 105.1 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает, что взаимозависимыми лицами признаются:
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
4) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
5) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
6) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%, и др.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 105.14 Налогового Кодекса Российской Федерации сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей с 2014 г., 2 миллиарда с 2013 г., 3 миллиарда с 2012 г.;
2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах и сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей;
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы и сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей;
4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 Налогового Кодекса Российской Федерации, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам и сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей;
5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны и сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
Также стоит иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 105.14 Налогового Кодекса Российской Федерации к сделкам между взаимозависимыми лицами (которые, следовательно, признаются контролируемыми) в целях налогообложения приравниваются следующие сделки:
1) сделки по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми;
2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей;
3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н (сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, должна превышать 60 миллионов рублей).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Чувашской Республике напоминает о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 39-ФЗ уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган в срок не позднее 20 ноября 2013 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 Налогового Кодекса Российской Федерации по выбору налогоплательщиков Уведомления могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме. Форма уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.2013 г. № ММВ-7-13/524@.
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет применение санкций, установленных статьей 129.4 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Чувашской Республике одновременно сообщает, что в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 статьи 105.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.