Перед педагогическим коллективом техникума стоит задача такой организации целостного педагогического процесса, который позволил бы развить выпускнику свои рефлексивные способности - способности к осознанному анализу своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческую активность, ответственность за выполняемую работу, умение работать в команде, саморегулирование. В связи с этим, коллектив выбрал направление на усиление человековедческого элемента, предполагающего поворот к личности студента, его возможностям, способностям, интересам и соответственно – направление на поиск, и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий. Инновационный подход к делу способствует раскрытию творческого потенциала педагогов, обеспечивает эффективную деятельность учебного заведения, как в режиме функционирования, так и в режиме развития. Изменилась сегодня роль преподавателя. Он все больше становится организатором учебного процесса и должен не сообщать, как прежде, учебную информацию, а руководить познавательной деятельностью студентов, способствовать развитию их активности и самостоятельности в приобретении знаний. И поэтому больше внимания уделяется в обучении деятельностным и личностно-ориентированным технологиям, которыми современный педагог должен владеть. У нас есть такие педагоги! С целью повышения качества подготовки специалистов они создают условия для гармоничного развития личности студента; обеспечивают личностно-профессиональное развитие будущего специалиста; формируют учебно-программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, разрабатывают и внедряют в практику инновационные технологии, взаимодействуют со студентами. В этом направлении у нас накоплен положительный опыт. Его мы достигли благодаря функционированию в техникуме системы повышения профессионального педагогического мастерства.
Ее формы разнообразны: работа Школы педагогического мастерства по поставленной проблеме, самообразование в рамках цикловых методических комиссий, научно-практические конференции, стажировка на рабочих местах, изучение передового опыта в других учебных заведениях, подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, внеклассных занятий по дисциплинам и общетехникумовских мероприятий; профессиональных конкурсов, презентация методических материалов, прохождение курсов повышения мастерства.
Целенаправленная работа по внедрению инновационных технологий в техникуме ведется последние десять лет. Эта работа разделена на 5 этапов:
I этап – Обучение преподавателей. С этой целью проводились педчтения: «Инновации в содержании и технологиях обучения как средство обеспечения приоритетного развития СПО», «Информационные технологии в личностно-ориентированном профессиональном образовании», «Личностно-ориентированный подход как условие подготовки квалифицированного специалиста», «Активные формы и методы обучения», «Инновационный подход к созданию учебно-методического обеспечения дисциплин» и т.д. Каждая цикловая комиссия работала над своей педагогической технологией. Вопросы внедрения инноваций рассматривались и на курсах повышения педагогического мастерства, которые проводила в техникуме замечательный педагог, руководитель НМЦ базового Арзамасского с/х колледжа А.Я. Горкунова. Курсы проходили по темам: «Природно-рефлексивная технология саморазвития человека» и «методическое обеспечение инновационного подхода в управлении и обучении».
II этап – Создание методических материалов: разработок, указаний, рекомендаций, пособий, рабочих тетрадей и т.д. – для работы в инновационном режиме.
III этап – Проведение открытых уроков, классных часов, внеклассных мероприятий по дисциплинам, используя разработанные методические материалы.
Преподавателей, кто первым показал на открытых мероприятиях ту или иную инновационную технологию я считаю, поистине настоящими педагогами! Это Алексеев Н.К., Егорова Н.Г., Михайлова Н.Е., Горбунова В.А., Аникина В.И., Андреева Н.А., Михайлова М.А., Трофимова С.А., Михайлова Ю.В., Созонов А.В., Ведин М.Н., Трофимов Г.Т., Никитина Л.А.
Их опыт переняли молодые начинающие преподаватели. Они стали сами разрабатывать свои технологии и апробировать их.
В 2004/05 учебном году все открытые мероприятия были проведены по инновационным технологиям. Осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении показали на открытых уроках Тимофеева М.П., Васильева М.М., Никитина Л.А. По природно-рефлексивной технологии саморазвития человека состоялись открытые уроки у Михайловой Е.В., Степановой Г.Г., Семеновой С.Г.
Интересно прошел бинарный урок, проведенный Казеновой И.П. и Ежовой Е.Ю. По развивающей технологии провели интеллектуальные игры: «КВН предпринимателей» – Трофимова С.А., «Пирамида технолога» – Казенова И.П., «Слабое звено» – Паймулкина И.Н., «Умники и умницы» – Горбунова В.А., Черненко Г.П., «Своя игра» – Андреева Н.А., «Хочешь стать отличником?» - Аникина В.И., Григорьев А.П., «Клуб веселых технологов» – Ежова Е.Ю.
Внеклассные занятия в форме театрализованного представления показали Павлова В.П. («Двенадцать месяцев»), Никонова Н.Ю. («Вечной памятью живы»).
Нестандартное кружковое занятие разработала и провела Максимова Г.И.; Неординарный подход в проведении конференции «Молодежь против наркомании» продемонстрировала Григорьева Л.Г.
По инновационным технологиям провели открытые классные часы – Никитина Л.А. по теме «Социально-опасным и вредным привычкам нет!»; Михайлова М.А. провела по теме «Любовь – это все, что есть…», Конина Е.А.- по теме «Николаев – национальная гордость Чувашии», Павлова В.П. - по теме «Берегите родную природу», Ядрицова А.В. - по теме «Песни военных лет», Борисов А.И. провел спортивную игру «А ну-ка парни!». Васильева М.М. провела общетехникумовский праздник «Последний звонок». Никифорова Н.В. организовала среди студентов смотр-конкурс творческих работ по темам: «Память о войне», «А.Г. Николаев – великий сын чувашского народа».
В техникуме сложилась система организации исследовательской работы студентов, пронизывающая весь учебный процесс. Руководят исследовательской работой преподаватели, руководители кружков. Именно кружки являются одной из главных форм привлечения студентов к участию в научно-исследовательской работе, формируют и закрепляют умения и навыки реферативной, опытнической, исследовательской, творческой деятельности студентов. Так, в прошлом учебном году в техникуме была проведена научно-практическая конференция студентов по теме «Научно-исследовательская деятельность студентов как главный компонент подготовки специалистов». Организовали ее и провели заместители директора Михайлова Н.Е., Егорова Н.Г. На ней выступило 15 студентов.
А в научно-практической конференции, проведенной, в рамках сотрудничества в Новочебоксарском биотехнологическом колледже принимали участие 10 студентов и почти все заняли призовые места.
Наши студенты второй год участвуют в Республиканской конференции-фестивале научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги». Принимали участие в ней 4 студента: Кузнецова Надежда – I место (руководитель – Михайлова Н.Е.), Трофимов Александр – II место (руководитель Михайлов С.И.), Егоров Евгений – хорошо (руководитель Ведин М.Н.), Ким Татьяна – неплохо (руководитель Малышкин П.П.)
IV этап – Смотр-конкурс и выставка методических материалов.
Преподаватели участвуют в разных профессиональных смотрах-конкурсах. Традиционными стали смотры-конкурсы работы заведующих кабинетами и лабораториями, классных руководителей.
Интересно прошел в прошлом учебном году смотр-конкурс методических материалов. 30 преподавателей представили 84 работы: сборники, пособия, методические разработки, указания, рабочие тетради и т.д.
17 лучших преподавателей стали победителями в разных номинациях: «Новатор современных педагогических технологий в практическом обучении» – Михайлова Н.Е.; «Новатор современных педагогических технологий в образовании» – Егорова Н.Г.; «Новатор применения активных форм обучения и воспитания по дисциплине» – Трофимова С.А.; «Новатор применения активных форм и методов обучения, ориентированных на повышение познавательной активности студентов» – Никитина Л.А.; «Творческое применение разнообразных организационных форм в учебном процессе» – Аникина В.И.; «Творческое применение методов действенного обучения в учебном процессе» – Ежова Е.Ю., Казенова И.П.; «Новатор управления познавательной деятельностью студентов через развитие творческих способностей» – Трофимов Г.Т.; «Творческое применение разнообразных форм самостоятельной работы студентов» – Горбунова В.А.; «За использование инновационных технологий в организации патриотического воспитания, самовоспитания студентов» – Никифорова Н.В.; «За организацию воспитания и самовоспитания студентов здорового образа жизни» – Созонов А.В.; «Лучший урок 2004/05 учебного года» – Михайлова Е.В.; «Лучшее внеклассное занятие 2004/05 учебного года» – Григорьева Л.Г.; «Лучший классный час» – Михайлова М.А.; «За организацию экологического воспитания и обучения студентов» – Тимофеева М.П.; «За применение действенного подхода в организации и проведении общетехникумовского мероприятия «Последний звонок» – Васильева М.М.; «За применение активной формы в организации и проведении общетехникумовского мероприятия «Вечной памятью живы» – Никонова Н.Ю.; «За применение активных форм и методов в обучении и воспитании студентов» – Конина Е.А.
Наши преподаватели принимают участие и в республиканских, Всероссийских смотрах-конкурсах методических материалов.
Так, по итогам Федерального смотра-конкурса ССУЗ(ов) Минсельхоза России на лучшую организацию практического обучения по (специальности «Ветеринария») наш авторский коллектив на зональном этапе занял II место, а на федеральном этапе – стал Лауреатом в номинации «Инновационные технологии».
Авторский коллектив техникума из 15 преподавателей принимал участие во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных учреждений Министерства образования и науки РФ на лучшую организацию патриотического воспитания под девизом «Растим патриотов России» и стал Лауреатом в номинации «Никто не забыт, ничто не забыто».
Наш техникум стал Лауреатом в номинации «Социальное партнерство» на региональном этапе Всероссийского смотра-конкурса «Библиотека аграрного ССУЗ(а) 2005 Международной ассоциации «Агрообразование» и Минсельхоза РФ.
В этом же году наш техникум занял III место в Республиканском смотре-конкурсе среди учреждений профессионального образования по благоустройству территории учебных заведений в номинации «Учреждение среднего профессионального образования». Организовали эту работу классные руководители, преподаватель Михайлов С.И. и замдиректора по воспитательной работе Григорьев О.М.
V этап – Обобщение и систематизация положительного опыта через научно-практическую конференцию.
Итогом проделанной работы явилась педагогическая научно-практическая конференция, проведенная в конце учебного года. Тема конференции «Инновационные технологии как основа качества подготовки специалистов». Вела ее замдиректора по учебной работе Егорова Н.Г. С основным докладом «Инновационные педагогические технологии, разработанные и внедренные в практику работы ФГОУ СПО «Вурнарский с/х техникум», выступила методист Никифорова Н.В.
13 преподавателей в своих выступлениях поделились опытом работы по применению педагогических технологий с презентацией методических материалов. Это: Черненко Г.П., Горбунова В.А., Васильева М.М., Казенова И.П., Степанова Г.Г., Ведин М.Н., Тимофеева М.П., Никитина Л.А., Григорьев О.М., Созонов А.В., Михайлова Н.Е., Аникина В.И., Михайлова Е.В. На заключительном этапе конференции директор техникума Алексеев Н.К. наградил победителей смотра-конкурса методических материалов и Почетными грамотами.
Мы гордимся своими преподавателями! И все осознаем, что впереди большая и плодотворная работа. Именно такая творческая работа – один из эффективных путей повышения качества подготовки будущих специалистов.
Н.В. Никифорова, методист техникума