Курить или здоровым быть?
Актуальность темы: Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время во всем мире среди проблем, стоящих перед обществом, является курение. Значительная часть современной молодежи подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30 % молодежи в возрасте от 15 до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Этот факт тревожен еще и тем, что курение активно распространяется среди девочек – подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не менее, чем мужчин. К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредных привычек.
Поэтому привить школьнику элементы здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты или спиртных напитков является весьма актуальной проблемой.
Шаг первый.
· Рассмотреть определение «здоровье», осознания выбору здорового образа жизни и ответственность за свой выбор
Ученик берет карточки с написанными на них началами предложений, зачитывает вслух начало предложения и заканчивает его по своему усмотрению, как пожелает. Желательно долго не размышлять над ответом, давать тот, который сразу приходит в голову.
Предложения:
1. Я - …
2. За свое здоровье я …
3. Мне можно …
4. Я хочу перестать бояться …
5. Спорт для меня - …
6. Мне хотелось бы попробовать …
7. Если я вижу курящего человека …
8. Я могу купить сигареты …
9. В классе я …
10. Я могу научиться …
11. В первый раз мне предложили …
12. Одной из моих вредных привычек является …
13. Я не люблю …
14. День бывает …
15. На улицах я …
16. Мои друзья …
17. Мои родители не знают , что я …
18. Курить - …
19. Я, как все , мечтаю …
20. Я люблю спорт , но …
21. Курение нарушает …
22. Я никогда не скажу правду о …
23. Девушка , которая курит …
24. Родители всегда …
25. Внешне я …
26. Наступит тот день, когда …
27. При выкуривании одной сигареты …
28. Нет ничего страшного в том , чтобы …
29. Я – тот , который …
30. Здоровый образ жизни – это …
Шаг второй.
· Выяснить мнение школьника о «плюсах» и «минусах» курения
Ученику предлагается на бумаге перечислить плюсы и минусы курения.
Пример:
« плюсы» курения |
« минусы» курения |
Это модно, круто, клево |
Курение ведет к раку, инсульту и т. п. |
Помогает сосредоточиться |
Снижается продолжительность жизни |
Помогает отвлечься при стрессах |
Внезапная или скоротечная жизни |
Согревает в холод |
Страдают члены семьи (пассивные курильщики) |
Повышает социальный статус подростка: я уже взрослый! |
Плохое самочувствие (беспричинный страх, головокружение, тошнота, боли в желудке и т. п.). |
Способ самоутверждения: я могу |
Осложнение при беременности |
|
Головное потомство |
|
Табакозависимость |
|
Невыгодно для бюджета семьи |
|
Плохой внешний вид: серая кожа, желтые зубы, сухие и ломкие волосы, одежда пахнет табаком. |
Шаг третий.
На встречу с учеником приглашается человек, имеющий большой стаж курения. Это может быть кто – либо из родителей (отец или мать), работник школы или просто посторонний человек. Заранее с ним проводится подготовительная работа: выясняется его отношение к курению и связанным с ним проблемам, готовность к неожиданным вопросам со стороны участника, умение искренне общаться со школьником, психическая уравновешенность, адекватность, эрудированность. Необходимо поинтересоваться его биографией, ценностными установками, семейным положением, наличием детей, образованием, должностью и местом работы, получить согласие на встречу со школьником, предупредить, что общение не должно носить пропагандирующий курение характер.
Примерные вопросы на тему курения:
· Когда вы впервые закурили?
· При каких обстоятельствах это произошло?
· Ваше первое впечатление от закуренной сигареты?
· Делали ли вы попытку бросить курить?
· Сколько сигарет в день вы выкуриваете?
· Как курение отражается на состоянии вашего здоровья?
· Имеете ли вы какие – либо хронические заболевания?
· Как ваша супруга относится к вашей привычке?
· Хотите ли вы, чтобы ваши дети курили?
· Не испытывают ли ваши коллеги дискомфорт от запаха табака, исходящего от вас?
· Бывали ли вашей жизни случаи, когда у вас не было возможности закурить и что вы при этом чувствовали?
· Считаете ли вы себя зависимым от табака?
· Какая сумма денег вам нужна в месяц для приобретения сигарет?
· Нужно ли лечится от сигаретной зависимости?
· И т. п.
После того, как «интервью» будет завершено, и гость покинет помещение, начинается обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие факторы из жизни курильщика тебя поразили более всего?
2. Почему люди начинают курить?
3. Что ты будешь делать, если (девушка) парень, которого ты полюбил (а) , курит?
4. Как ты отнесешься к девушке (парню), узнав, что она (он) курит?
5. В твоей семье кто-нибудь курит? Как это влияет на тебя?
Шаг четвертый.
· Научить способам отказа от предложенной сигареты
Общественный воспитатель рассказывает о пассивном курении:
« Возможно, тебе приходилось находиться в одном помещении или салоне транспорта с курильщиками. Табачный дым вреден не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Все, кто находится рядом, называются пассивными курильщиками. И хотя сами они не курят, но также вдыхают дым и наносят вред своему здоровью. Например, в семьях, где один или оба родителя курят, дети чаще подвержены различным респираторным заболеваниям (простуда, болезни горла и другие , чем дети из некурящих семей .
Поэтому важно научиться вежливо просить, чтобы окружающие не курили, и научиться отказываться от предложенной сигареты.
Ролевая игра.
Разыграть ситуацию, когда взрослый или старший по возрасту предлагает сигарету. В роли курильщика – общественный воспитатель. Ученику предлагается сформулировать свой ответ так , чтобы он был ясным и решительным. Возможные ситуации:
· Ученик у друга в гостях. Старший брат друга предлагает им сигареты.
· Ученик говорит другу после уроков, что у него есть сигареты. «Хочешь попробовать?»
· Старший друг говорит, что если он хочет взрослее выглядеть, он должен закурить.
Ожидаемые результаты:
· Расширить знания учащегося о вреде активного и пассивного курения;
· Научить размышлять, анализировать;
· Принимать разумное решение и быть ответственным за их исполнение.