Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вурнарская средняя общеобразовательная школа № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль классного руководителя

в формировании межличностных отношений

через туристско-краеведческую деятельность.

 

Автор: Горбунова Елена Николаевна

 

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 11 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вурнары 2005.

У известного педагога Яна Коменского есть изречение: «Кто успевает в науках, но отстает  в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

 Действительно, ценность образования определяется его нравственной основой, и если такой основы нет, оно может стать орудием самых страшных преступлений. Не образование, а нравственность делает человека человеком. И мы, классные руководители, можем помочь формировать у ребят правильное отношение к себе, другим людям, Родине.

Значение работы классного руководителя поднимается на новый уровень. Ожидания общества, что со всеми проблемами в воспитании справится семья, не оправдывают  себя. Сегодняшнее положение дел показывает, что как никогда ослаблена роль семьи в качестве гаранта экономической безопасности детей. Функции классного руководителя расширяются. В совместной работе с детьми и родителями можно добиться тех высот, которые позволят детям с уверенностью шагнуть в будущее.

Цель исследования -  показать значение внеклассной работы в развитии  личности учащегося на основе поддержки творческих устремлений учеников в индивидуальной и совместной деятельности. Решить ее можно с помощью следующих задач:

  -содействие процессам самопознания  личности учащихся , их нравственной   

   самореализации.

  -поддержка творческой активности детей во всех сферах деятельности,

  -формирование межличностных отношений на основе туристско - краеведческой деятельности.

В 2006 году состоится очередной выпуск 11 класса. Седьмой год мы вместе преодолеваем трудности, радуемся успехам. Познаем окружающий мир, самих себя.

Сегодняшний мой класс- это сплоченный коллектив, участники которого уверенно чувствуют себя  в школе, помогают друг другу, с большой ответственностью подходят к любому поручению, самостоятельно могут планировать и проводить свой досуг.

Формируя коллектив, внедряя самоуправление,  культивируя  отношение ответственной зависимости, развивать  способности каждого ученика, входящего в него, к самодеятельности, активности, самостоятельности.

По мнению учащихся, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества, нет «отверженных».  

 Из 28 учащихся 22  закончили  десятый класс без «3», а 11 отличников. Среди них есть победители предметных районных и республиканской (по русскому языку) олимпиад, дипломанты районных, республиканских научно - практических конференций школьников.  Учащиеся класса - активные участники спортивных соревнований по футболу, баскетболу, защищают честь школы в соревнованиях по шашкам, шахматам.

В классе два стипендиата Президента Чувашской Республики:

 - Иванова Ольга (2004г.), призер районных и республиканской олимпиад по русскому языку, лауреат республиканских конкурсов « Живой родник», «Цветы Чувашии»;

 - Волошина Ольга(2005г.), президент совета школы, завоевавшая диплом  первой степени на республиканской конференции-фестивале творчества обучающихся «Эксельсиор».

В этом учебном году два ученика получают стипендию главы администрации района:

-Семенов Андрей, призер районных олимпиад по математике, физике, географии,

-Алексеева Наталия, активная участница всех общешкольных мероприятий, занявшая в 2005 году третье место на республиканском конкурсе сочинений

Как же мы шли к этим успехам?

В 5 классе пришли ко мне 30 любознательных девчонок и мальчишек. Хотя большинство из них хорошо учились, педагогические наблюдения, анкетирования показали, что у учащихся низок уровень самоорганизации учебного процесса, навыков самообразования.

В начале учебного года велась работа по изучению взаимоотношений ребят в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. Особые затруднения проявлялись в общении между мальчиками и девочками.

Тест-опрос « Мой класс» показал, что не все чувствуют себя комфортно в классе, Несколько человек претендовали на роль лидера, и их влияние не всегда было положительным.

Поэтому нужны были воспитательные мероприятия, которые сплачивали бы классный коллектив, помогали бы создавать  такой микроклимат, при котором каждый ученик чувствовал бы себя  комфортно.

В своей педагогической работе я опираюсь на коммунарскую методику (коллективные творческие дела, поручения, формы ответственной зависимости).

  Запланированные и проведенные мероприятия – осенний и летний походы, день именинника, новогодний праздник, КВН, шашечный и шахматный турниры, встреча с интересными людьми – вошли в годовой круг традиционных дел.

  При планировании классных мероприятий вся работа распределялась по желанию.  Так, начиная с 5 класса, дети включались в организаторскую деятельность. Поручения менялись с той целью, чтобы выявить  инициативных ребят, развить самостоятельность.  В  5-6 классах больше работы у классного руководителя, потому что детям в этом возрасте трудно решать многие вопросы. Но уже в 7-8 классах от меня достаточно было совета, а в старших – можно уже полностью доверять им любое дело.

В пятом же классе велась большая работа по вовлечению ребят в различную кружковую деятельность, в спортивные секции. Была составлена таблица занятости. Старались присутствовать всем классом на соревнованиях и показательных выступлениях, где участвовали ребята нашего класса. Это тоже влияло на то, что до 11 класса ребята занимались в хореографическом кружке, спортивных секциях, в интеллектуальных играх.

Все эти годы воспитательная работа планировалась с учетом предложений и пожеланий ребят. Вместе выбирали 3-4  общих  дела на учебный год. Создавались творческие группы, где ребятам приходилось полностью планировать ход и проведение дела. Жизнь класса не прерывалась: завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников. Класс учился действовать самостоятельно, планировать, что и как делать, оценивать работу.

Используя различные формы воспитательной работы ( игры, конкурсы, вечера, КВНы, инсценировки, литературно-музыкальные композиции), старались не оставлять без внимания ни одного ученика, формируя самодисциплину, чувство ответственности за порученное дело.

Приоритетным видом  деятельности нашего класса стала  туристско - краеведческая  работа. Это  такой вид деятельности, который не формально, а реально отвечал целям воспитательного процесса (приобщал детей к культуре, развивал познавательные интересы, воспитывал настоящих патриотов).

Туристско-краеведческая работа была престижной  для большинства учащихся (человек в любом возрасте мечтает о походах и поездках, мечтает побывать в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Петергофе).

При этом еще переплетаются связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых, например, трудовой деятельностью. Значит, неуспевающих, правонарушителей при ее реализации в классе не должно быть.

Классы

План

    5

    6

     7

      8

       9

      10

     11

Походы

     +

      +

      +

      с ночевкой

       +

       +

        +

Краеведческий музей

Знакомство

с историей

района, поселка

Известные люди района

Выставки

Выставки

Выставки

Выставки

Выставки

Поездки

Чебоксары:

знакомство

с городом

Чебоксары: музеи

Чебоксары-Шоршелы, музеи

Чебоксары театр,

Болдино

Москва

Санкт-

Петербург

 

 

Все предусмотренные мероприятия были взаимосвязаны. Например, мечта любого ребенка- поход с ночевкой  запланирован только в 8 классе, в течение 3 лет мы готовились к нему, выполняя обязанности повара, спортинструктора, хозяйственника…

К знакомству с Москвой и Петербургом готовились 4 года. Прежде чем выезжать по историческим местам республики, страны, нужно хорошо знать свой родной уголок, уметь слушать экскурсовода, понимать произведения искусства. Большую помощь в этом нам оказывал и оказывает районный краеведческий музей. Начав посещать его в 5 классе,  не пропускаем ни одной выставки до сегодняшнего дня. Районный музей открыл нам в дорогу в мир искусства, и мы шагнули в музеи республики, страны.

Какую радость доставляли  аттракционы в Чебоксарах, прогулка на теплоходе по Волге! Уверена, что чувство гордости за своих земляков испытывали ребята, посещая музей Чапаева, космонавтики. Интересно было наблюдать над притихшими, завороженными ребятами в доме-музее в Болдине, в Оружейной палате в Москве, в Третьяковской галерее. Прекрасное впечатление оставил Санкт-Петербург с его удивительными фонтанами, дворцами, музеями.

Экскурсии, поездки помогают приобщать детей к труду. Так, например, при подготовке к поездке в Санкт-Петербург была проведена следующая работа:

- заочное знакомство с историей города

- просмотр видеофильмов

- посещения фотовыставки районного краеведческого музея «Картины из Эрмитажа»

- Сбор лекарственных трав (договор заключен с Вурнарским райпо)

-  работа на пришкольном участке, в библиотечном фонде  (договор с бюро занятости)

- благоустройство  поселка (договор с районной администрацией)

 - посадка саженцев (договор с Вурнарским мехлесхозом)

В итоге было заработано 50 тысяч рублей.

Каждый, кто работает с детьми, знает, что нужна большая гибкость для того, чтобы     организовать учебно-воспитательный процесс, пусть даже в небольшом  классном   коллективе. Работа с детьми требует душевного соприкосновения и тепла. Нужно заслужить, чтобы подросток допустил тебя  к чему-то личному. И пути к этому прокладываются при помощи  взаимоуважения, взаимопонимания и доверия. А это возможно, когда трудишься рядом с ними, переживаешь и радуешься вместе с ними…

Как благодарность воспринимаешь слова из школьных сочинений моих выпускников:

 - Иду в класс с улыбкой на лице, знаю, что в школе мне не будет скучно. (О.Степанова)

 - Не хочется расставаться со школой, та атмосфера, которая сложилась в классе, мне нравится. (А. Семенов)

- Дни именинника жду больше, чем семейные праздники. Рада, что подобные мероприятия вошли в традицию. Мне будет не хватать моего класса. (Е.Сердюк)

- Поездки…мы ждали их, где больше узнавали друг о друге, после них становились добрее, лучше, не говоря о том, сколько новых мест, достопримечательностей открывали для  себя.  (Н.Данилина)

Все, что удалось сделать, вызывает удовлетворение и радость. Очень хочется, чтобы во всех тяготах взрослой жизни мои воспитанники могли опереться на опыт школьных лет  с их радостью, дружбой, любовью, самоутверждением и самовыражением.