«Вурнарская средняя
общеобразовательная школа № 2»
в формировании
межличностных отношений
через
туристско-краеведческую деятельность.
Учитель русского языка
и литературы,
классный руководитель
11 класса
Вурнары 2005.
У
известного педагога Яна Коменского есть изречение: «Кто успевает в науках, но
отстает в добрых нравах, тот больше
отстает, чем успевает».
Действительно, ценность образования
определяется его нравственной основой, и если такой основы нет, оно может стать
орудием самых страшных преступлений. Не образование, а нравственность делает
человека человеком. И мы, классные руководители, можем помочь формировать у
ребят правильное отношение к себе, другим людям, Родине.
Значение
работы классного руководителя поднимается на новый уровень. Ожидания общества,
что со всеми проблемами в воспитании справится семья, не оправдывают себя. Сегодняшнее положение дел показывает,
что как никогда ослаблена роль семьи в качестве гаранта экономической
безопасности детей. Функции классного руководителя расширяются. В совместной
работе с детьми и родителями можно добиться тех высот, которые позволят детям с
уверенностью шагнуть в будущее.
Цель
исследования - показать значение
внеклассной работы в развитии личности
учащегося на основе поддержки творческих устремлений учеников в индивидуальной
и совместной деятельности. Решить ее можно с помощью следующих задач:
-содействие процессам самопознания личности учащихся , их нравственной
самореализации.
-поддержка творческой активности детей во
всех сферах деятельности,
-формирование межличностных отношений на
основе туристско - краеведческой деятельности.
В 2006
году состоится очередной выпуск 11 класса. Седьмой год мы вместе преодолеваем
трудности, радуемся успехам. Познаем окружающий мир, самих себя.
Сегодняшний
мой класс- это сплоченный коллектив, участники которого уверенно чувствуют
себя в школе, помогают друг другу, с
большой ответственностью подходят к любому поручению, самостоятельно могут
планировать и проводить свой досуг.
Формируя
коллектив, внедряя самоуправление,
культивируя отношение
ответственной зависимости, развивать
способности каждого ученика, входящего в него, к самодеятельности,
активности, самостоятельности.
По мнению
учащихся, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны,
самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества, нет
«отверженных».
Из 28 учащихся 22 закончили десятый класс
без «3», а 11 отличников. Среди них есть победители предметных районных и
республиканской (по русскому языку) олимпиад, дипломанты районных,
республиканских научно - практических конференций школьников. Учащиеся класса - активные участники спортивных
соревнований по футболу, баскетболу, защищают честь школы в соревнованиях по
шашкам, шахматам.
В классе
два стипендиата Президента Чувашской Республики:
- Иванова Ольга (2004г.), призер районных и
республиканской олимпиад по русскому языку, лауреат республиканских конкурсов «
Живой родник», «Цветы Чувашии»;
- Волошина Ольга(2005г.), президент совета
школы, завоевавшая диплом первой
степени на республиканской конференции-фестивале творчества обучающихся
«Эксельсиор».
В этом
учебном году два ученика получают стипендию главы администрации района:
-Семенов
Андрей, призер районных олимпиад по математике, физике, географии,
-Алексеева
Наталия, активная участница всех общешкольных мероприятий, занявшая в 2005 году
третье место на республиканском конкурсе сочинений
Как же мы
шли к этим успехам?
В 5 классе
пришли ко мне 30 любознательных девчонок и мальчишек. Хотя большинство из них
хорошо учились, педагогические наблюдения, анкетирования показали, что у
учащихся низок уровень самоорганизации учебного процесса, навыков
самообразования.
В начале
учебного года велась работа по изучению взаимоотношений ребят в классе,
индивидуальных особенностей и проблем в общении. Особые затруднения проявлялись
в общении между мальчиками и девочками.
Тест-опрос
« Мой класс» показал, что не все чувствуют себя комфортно в классе, Несколько
человек претендовали на роль лидера, и их влияние не всегда было положительным.
Поэтому
нужны были воспитательные мероприятия, которые сплачивали бы классный
коллектив, помогали бы создавать такой
микроклимат, при котором каждый ученик чувствовал бы себя комфортно.
В своей
педагогической работе я опираюсь на коммунарскую методику (коллективные
творческие дела, поручения, формы ответственной зависимости).
Запланированные и проведенные мероприятия –
осенний и летний походы, день именинника, новогодний праздник, КВН, шашечный и
шахматный турниры, встреча с интересными людьми – вошли в годовой круг
традиционных дел.
При планировании классных мероприятий вся
работа распределялась по желанию. Так,
начиная с 5 класса, дети включались в организаторскую деятельность. Поручения
менялись с той целью, чтобы выявить
инициативных ребят, развить самостоятельность. В 5-6 классах больше
работы у классного руководителя, потому что детям в этом возрасте трудно решать
многие вопросы. Но уже в 7-8 классах от меня достаточно было совета, а в
старших – можно уже полностью доверять им любое дело.
В пятом же
классе велась большая работа по вовлечению ребят в различную кружковую
деятельность, в спортивные секции. Была составлена таблица занятости. Старались
присутствовать всем классом на соревнованиях и показательных выступлениях, где
участвовали ребята нашего класса. Это тоже влияло на то, что до 11 класса
ребята занимались в хореографическом кружке, спортивных секциях, в
интеллектуальных играх.
Все эти
годы воспитательная работа планировалась с учетом предложений и пожеланий
ребят. Вместе выбирали 3-4 общих дела на учебный год. Создавались творческие
группы, где ребятам приходилось полностью планировать ход и проведение дела.
Жизнь класса не прерывалась: завершается одно дело, а уже новое ждет своих
организаторов и участников. Класс учился действовать самостоятельно,
планировать, что и как делать, оценивать работу.
Используя
различные формы воспитательной работы ( игры, конкурсы, вечера, КВНы,
инсценировки, литературно-музыкальные композиции), старались не оставлять без
внимания ни одного ученика, формируя самодисциплину, чувство ответственности за
порученное дело.
Приоритетным
видом деятельности нашего класса
стала туристско - краеведческая работа. Это
такой вид деятельности, который не формально, а реально отвечал целям
воспитательного процесса (приобщал детей к культуре, развивал познавательные
интересы, воспитывал настоящих патриотов).
Туристско-краеведческая
работа была престижной для большинства
учащихся (человек в любом возрасте мечтает о походах и поездках, мечтает
побывать в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Петергофе).
При этом
еще переплетаются связи с другими видами совместной деятельности детей и
взрослых, например, трудовой деятельностью. Значит, неуспевающих,
правонарушителей при ее реализации в классе не должно быть.
Классы План |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Походы |
+ |
+ |
+ |
с ночевкой |
+ |
+ |
+ |
Краеведческий музей |
Знакомство с историей района, поселка |
Известные люди района |
Выставки |
Выставки |
Выставки |
Выставки |
Выставки |
Поездки |
Чебоксары: знакомство с городом |
Чебоксары: музеи |
Чебоксары-Шоршелы, музеи |
Чебоксары театр, Болдино |
Москва |
Санкт- Петербург |
|
Все
предусмотренные мероприятия были взаимосвязаны. Например, мечта любого ребенка-
поход с ночевкой запланирован только в
8 классе, в течение 3 лет мы готовились к нему, выполняя обязанности повара,
спортинструктора, хозяйственника…
К
знакомству с Москвой и Петербургом готовились 4 года. Прежде чем выезжать по
историческим местам республики, страны, нужно хорошо знать свой родной уголок,
уметь слушать экскурсовода, понимать произведения искусства. Большую помощь в
этом нам оказывал и оказывает районный краеведческий музей. Начав посещать его
в 5 классе, не пропускаем ни одной
выставки до сегодняшнего дня. Районный музей открыл нам в дорогу в мир
искусства, и мы шагнули в музеи республики, страны.
Какую
радость доставляли аттракционы в
Чебоксарах, прогулка на теплоходе по Волге! Уверена, что чувство гордости за
своих земляков испытывали ребята, посещая музей Чапаева, космонавтики.
Интересно было наблюдать над притихшими, завороженными ребятами в доме-музее в
Болдине, в Оружейной палате в Москве, в Третьяковской галерее. Прекрасное
впечатление оставил Санкт-Петербург с его удивительными фонтанами, дворцами,
музеями.
Экскурсии,
поездки помогают приобщать детей к труду. Так, например, при подготовке к поездке
в Санкт-Петербург была проведена следующая работа:
- заочное
знакомство с историей города
- просмотр
видеофильмов
-
посещения фотовыставки районного краеведческого музея «Картины из Эрмитажа»
- Сбор
лекарственных трав (договор заключен с Вурнарским райпо)
- работа на пришкольном участке, в
библиотечном фонде (договор с бюро
занятости)
-
благоустройство поселка (договор с
районной администрацией)
- посадка саженцев (договор с Вурнарским
мехлесхозом)
В итоге
было заработано 50 тысяч рублей.
Каждый, кто
работает с детьми, знает, что нужна большая гибкость для того, чтобы организовать учебно-воспитательный
процесс, пусть даже в небольшом
классном коллективе. Работа с
детьми требует душевного соприкосновения и тепла. Нужно заслужить, чтобы подросток
допустил тебя к чему-то личному. И пути
к этому прокладываются при помощи
взаимоуважения, взаимопонимания и доверия. А это возможно, когда
трудишься рядом с ними, переживаешь и радуешься вместе с ними…
Как
благодарность воспринимаешь слова из школьных сочинений моих выпускников:
- Иду в класс с улыбкой на лице, знаю, что в
школе мне не будет скучно. (О.Степанова)
- Не хочется расставаться со школой, та
атмосфера, которая сложилась в классе, мне нравится. (А. Семенов)
- Дни
именинника жду больше, чем семейные праздники. Рада, что подобные мероприятия
вошли в традицию. Мне будет не хватать моего класса. (Е.Сердюк)
-
Поездки…мы ждали их, где больше узнавали друг о друге, после них становились
добрее, лучше, не говоря о том, сколько новых мест, достопримечательностей
открывали для себя. (Н.Данилина)
Все, что
удалось сделать, вызывает удовлетворение и радость. Очень хочется, чтобы во всех
тяготах взрослой жизни мои воспитанники могли опереться на опыт школьных
лет с их радостью, дружбой, любовью,
самоутверждением и самовыражением.