Памятка школьнику
* Обнаружив пожар, немедленно вызывай пожарную аварийно-спасательную службу МЧС по телефону 01.
* Выйдя из дома, встречай пожарную машину, показывай самый быстрый и удобный проезд к месту возгорания.
* Не заставляй спасателей-пожарных рисковать своими жизнями из-за твоего промедления - профессионалам гораздо проще потушить огонь в самом начале.
* Не надейся только на себя в экстремальной ситуации - за время, которое потратишь на метание по квартире или подъезду, спасатели-пожарные успеют приехать, приступить к локализации очага возгорания и спасению людей и имущества.
* При обнаружении небольшого очага возгорания и невозможности его локализации самостоятельно немедленно звони в пожарную аварийно-спасательную службу - лучше перестраховаться и вызвать профессионала, чем самому бороться с разрастающимся пожаром.
Даже если к приезду спасателей-пожарных тебе удастся самому или с чьей-то помощью ликвидировать возгорание, вызов пожарной аварийно-спасательной службы не будет считаться ложным. К тому же специалисты осмотрят место горения и смогут определить, нет ли опасности повторного возгорания.
* Помни о том, что вызов пожарной аварийно-спасательной службы из шалости — подлость: в этот момент кто-то по-настоящему нуждается в помощи, а жестокая шутка только отвлечет силы спасателей от реального происшествия и будет иметь для «шутника» и его родителей весьма неприятные последствия. Заведомо ложный вызов пожарной аварийно-спасательной службы, а также милиции, «скорой помощи» и других специальных служб является административным правонарушением и наказывается «Заведомо ложное сообщение»
Можно предложить учащимся вместе с родителями выработать и обсудить семейный план эвакуации из квартиры (дома) при пожаре. При этом нужно учитывать кратчайший путь эвакуации, кто находится дома и в какой комнате, как действовать сообща, чтобы безопасно эвакуироваться при пожаре. На родительском собрании можно предложить, чтобы каждая семья подготовила «Семейный план действий при чрезвычайных ситуациях», в котором должны учитываться варианты и характер чрезвычайных ситуаций.
Что следует включить в
«Семейный план действий при чрезвычайных ситуациях»?
1. Возможные варианты чрезвычайных ситуаций, их опасность и способы действий во время возникновения ЧС.
2. Порядок действий, которые следует осуществить при возможных вариантах чрезвычайных ситуаций. Следует обучить членов семьи порядку действий, которые они должны будут предпринять.
3. Обязанности и роли между членами семьи. Распределение ответственности должно осуществляться в соответствии возможностями каждого из них.
4. Место размещения всех подручных средств, предназначенных для использования во время чрезвычайных ситуаций. Назначить ответственных за обеспечение исправности этих средств.
5. Расположение в квартире кранов подключения воды и газа, электрощита на случай необходимости закрыть краны и отключить электричество.
6. Номера телефонов служб оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. Важно, чтобы дети знали, куда и когда следует звонить.
7. Список членов семьи и каким образом можно связаться с каждым из них; желательно разместить этот и предыдущий списки на видном месте в доме,
8. С кем из соседей и/или родственников нужно связаться, если члены вашей семьи не смогут установить связь между собой.
9. Какой выход из квартиры является наиболее надежным -на случай, если придется немедленно покинуть дом.
В экстремальных ситуациях большую роль играет взаимная помощь и содействие соседей. Важно обсудить с соседями этот вопрос и скоординировать совместные действия.
И последнее. «Семейный план действий при чрезвычайных ситуациях» нужно обязательно отработать! Рекомендуется всем членам семьи периодически обсуждать содержание плана,
Ситуационные задачи.
1. У товарища, стоявшего у огня, вдруг загорелась штанина. Огонь начал подниматься к куртке. Товарищ в панике начинает бегать вокруг. Что делать?
Ответ: остановить его - беготня и паника не помогут, а любое движение воздуха или ветер еще больше разожгут пламя, которое быстрее распространится по одежде. Повалить и катать его по земле или полу. Это потушит пламя (см. рис. 4, приложение 4). Можно набросить на горящего человека кусок плотной ткани (одеяло, пальто). Это прекратит доступ кислорода. Когда пламя будет потушено, вызвать «скорую помощь» и начать охлаждать ожоги водой. НЕЛЬЗЯ СНИМАТЬ никакие предметы одежды, прилипшие к пораженному месту пострадавшего.
2. Олег, вернувшись домой из школы и сытно пообедав, решил немного отдохнуть на диване с любимой книгой. Прочитав пару страниц, он задремал, совершенно забыв о том, что оставил на включенной плите чайник. Проснулся Олег от сильного запаха гари и дыма. Огонь успел перебраться из кухни в коридор и комнату, и теперь, чтобы добраться до выхода, Олегу необходимо было преодолеть пространство, охваченное пламенем.
Что предпринять Олегу, чтобы выбраться из горящего помещения?
Из предложенных вариантов выберите правильный ответ:
а) немедленно выпрыгнуть из окна;
б) наполнить ванну до краев водой и залечь на дно до приезда пожарных-спасателей;
в) расчищать себе дорогу пульверизатором для увлажнения белья при глажений;
г) накрыться с головой мокрой материей и ползком продвигаться к выходу, потому что ближе к полу меньше дыма;
д) включить вентилятор и нести его перед собой, пока хватит провода.
Правильный ответ: пункт «г».
3. Вы открыли дверь своей квартиры на 10-м этаже и обнаружили сильное задымление. Ваши действия?
Из предложенных вариантов выберите правильный ответ:
а) плотно закроете дверь и позвоните от соседей по телефону 01;
б) немедленно спуститесь на лифте вниз и выбежите из здания;
в) попытаетесь найти источник задымления. Правильный ответ: пункт «а».
4. Находясь в кабине движущегося лифта, вы обнаружили признаки возгорания. Как вы поступите?
Из предложенных вариантов выберите правильный ответ:
а) немедленно нажмете кнопку «Стоп»;
б) немедленно нажмете кнопку «Вызов» и сообщите об этом диспетчеру;
в) поднимите крик, шум, начнете звать на помощь. Правильный ответ: пункт «б».
б. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вящего дома идет дым. Какими должны быть ваши действия? Определите их очередность:
а) войти в дом и узнать причину задымления;
б) взять у соседей ведро и потушить огонь;
в) пойти к соседям и позвонить по телефону 01;
г) позвонить родителям;
д) стоять и смотреть на свой дом.
Правильный ответ: пункты «в», «г».
6. Вы находитесь дома и слушаете музыку. Через некоторое время из розетки, в которую вы включили магнитофон, начинает идти дым, и она трещит. Вилка не вытаскивается.
Выберите из предлагаемых вариантов правильные действия и определите их очередность:
а) взять отвертку и починить розетку;
б) позвонить родителям (сообщить соседям);
в) обрезать провод;
г) отключить электричество;
д) взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку;
е) открыть окно, чтобы было чем дышать;
ж) накрыть магнитофон плотной тканью, одеялом и залить водой, если он дымится.
Правильный ответ; пункты «г», «б», «ж».
7. Что нужно сообщить в пожарную аварийно-спасательную службу в случае возникновения пожара в доме?
Правильный ответ: точный адрес, что и где горит, фамилия и имя, номер теле фона.
8. Из окна второго этажа горящего дома выпрыгнул человек. Он катается по снегу, пытаясь сбить пламя. Его рубашка на спине уже престал а тлеть, под остатками ткани видна черная кожа с множеством влажных трещин и пузырей.
Выберите правильные ответы и расположите их в порядке очередности выполнения:
а) снять с пострадавшего рубашку;
б) положить его на спину;
в) перевернуть на живот;
г) набрать как можно больше пакетов со снегом и положить их на спину;
д) удалить остатки одежды и промыть кожу чистой водой; е) обработать обожженную поверхность спиртом, одеколоном или водкой;
ж) удалить остатки одежды и пузыри;
з) наложить на места ожогов стерильные повязки;
и) накрыть спину чистой простыней;
к) предложить пострадавшему 2-3 таблетки анальгина;
л) оросить ожог растительным маслом;
м) густо посыпать место ожога мукой;
н) присыпать обожженную поверхность содой;
о) предложить пострадавшему обильное теплое питье.
Правильные ответы: «в», «и», «г», «к», «о».
Практические задания.
1. Игровые упражнения. Выбрать напарника и поупражняться в исполнении действий «остановить, повалить, катать». Можно упражняться и в одиночку, представив, что одежда загорелась на себе.
2. Обсудить, как и чем еще можно потушить пламя на загоревшейся одежде. Какие предметы и материалы могут легко загореться, о какие - нет. Составить списки этих предметов или материалов.
Контрольные вопросы:
1. Что делать, если в квартире начался пожар?
2. Можно ли пытаться потушить огонь самостоятельно?
3. Назовите предметы, которые могут быть использованы для защиты при выходе из задымленного помещения.
4. Как поступить, если здание во время пожара покинуть невозможно?
5. Может ли защитить от дыма и ядовитых веществ фильтрующий противогаз? (Не. защитит от угарного газа.)
Рекомендуется обратить особое внимание учащихся на то, что вовремя пожара опасно выпрыгивать из окон (пожарный расчет прибывает в течение 5-7 минут после вызова). Не стоит сбрасывать со счетов риск получить при этом тяжелую, порой смертельную травму.
В различных инструкциях рекомендуется при пожаре скрутить импровизированную веревку из постельных принадлежностей, штор и любого другого сподручного материала. Невозможно ли быстро и правильно проделать такую работу в критической обстановке, когда надежный материал не всегда есть под рукой?
Домашнее задание.
Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации «вслепую», подробно описав все проходы, повороты, двери и т. п.
Нарисуйте план своей квартиры, указав расположение мебели.
Разработайте свой план эвакуации. Придумайте план эвакуации из каждого помещения в квартире. Условно обозначьте огонь в различных местах квартиры и варьируйте количество находящихся дома людей (см. рис. 1, приложение 2).
При изучении с учащимися 9-го класса темы «Необходимость выполнения противопожарных требований» целесообразно ознакомить их с понятием об огнестойкости строительных конструкций.
Способность строительных конструкций сопротивляться воздействию высокой температуры в условиях пожара в течение определенного времени, сохраняя при этом свои эксплуатационные (несущие и (или) ограждающие) функции, называется огнестойкостью. Мерой огнестойкости конструкций является предел огнестойкости, который определяется временем в часах от начала испытаний на огнестойкость, в течение которого конструкция теряет свою несущую, ограждающую способность или целостность. Определение пределов огнестойкости строительных конструкций в большинстве случаев осуществляется экспериментальным путем, при этом образец конструкции (в натуральную величину) подвергается нагреву в специальных печах с одновременным воздействием нормативных нагрузок.
При проектировании зданий и сооружений требуемая огнестойкость строительных конструкций достигается за счет выбора соответствующих материалов, конструктивных решений и применения огнезащиты. Практика показывает, что применение огнезащиты является наиболее экономичным путем достижения требуемой огнестойкости, однако использование тех или иных технических решений и материалов для огнезащиты определяется типами материалов, из которых выполнены строительные конструкции. Традиционно в строительстве широко применяются каменные, бетонные и железобетонные, металлические и деревянные конструкции.