1997 – 2007 гг. – путь к повышению качества общего и дошкольного образования в условиях модернизации образования.
Система образования района включает в себя 50 образовательных учреждений. Из них:
- 15 дошкольных образовательных учреждений;
- 18 средних общеобразовательных школ;
- 8 основных общеобразовательных школ;
- 1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
- 1 районный Дом детского творчества;
- 1 детская школа искусств;
- 1 детская спортивная школа;
- 2 учреждения начального профессионального образования;
- 1 учреждение среднего профессионального образования – сельскохозяйственный техникум;
- 1 районный Центр диагностики и консультирования;
- 1 районная вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа.
Для введения профильного обучения в районе созданы 3 ресурсных центра на базе МОУ «Калининская СОШ», МОУ Вурнарская СОШ №1», МОУ «Вурнарская СОШ №2».
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» две школы стали победителями конкурса на получение государственной поддержки - Калининская СОШ и Ермошкинская СОШ.
В районе:
- 547 педагогических работника.
Из них:
- с высшей квалификационной категории – 8,2%;
- 1-й квалификационной категории – 41,8%;
- 2-й квалификационной категории – 26,6%;
Лучшие учителя района, удостоенные российской премии (сто тысяч рублей):
v Максимова Альбина Александровна - учитель русского языка и литературы Калининской СОШ;
v Феофанов Юрий Александрович – учитель физики Хирпосинской ООШ;
v Горбунова Елена Николаевна – учитель русского языка и литературы Вурнарской СОШ № 2;
v Васильева Наталья Михайловна – учитель начальных классов Кюстюмерской СОШ.
Премии Президента Чувашской Республики (10 тыс. рублей):
v Моисеева Алина Николаевна - учитель чувашского языка и литературы Артеменькинской ООШ;
v Гордеева Раиса Геннадьевна - учитель иностранного языка Санарпосинской СОШ.
Премии Главы Вурнарского района (5 тыс. рублей):
v Алексеева Тамара Александровна – учитель истории Вурнарской СОШ №2;
v Иванова Вера Павловна – учитель математики Санарпосинской СОШ;
v Петрова Елена Геннадьевна – учитель иностранного языка Тузи-Сярмусской ООШ.
Из 15 дошкольных образовательных учреждений:
- 1 детский сад комбинированного вида (МДОУ №3 Ромашка»);
- 5 детских садов с приоритетным направлением: физического развития (МДОУ №4 «Березка», МДОУ №5 «Рябинка»), художественно-эстетического развития (МДОУ №6 «Сеспель»), личностного развития (МДОУ «Светлячок» с. Калинино), интеллектуального развития (МДОУ «Рябинушка» с. Янгорчино);
- 9 детских садов общеразвивающего вида.
В дошкольных учреждениях работают кружки и студии:
- театральные;
- танцевальные;
- изостудия.
Развиваются платные образовательные услуги:
- хореография;
- коррекция речи.
В ДОУ функционируют:
- физкультурные и музыкальные залы;
- библиотеки;
- семейные комнаты;
- логопедические кабинеты;
- кабинеты психолога; микромузеи.
МДОУ №3 «Ромашка» и №5 «Рябинка» работают по программе «Сообщество», «Школа 2100».
В районе с учетом социального уровня разных категорий населения проведена достаточно активная работа по организации групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в общеобразовательных школах района. В 18 общеобразовательных школах открыты 30 групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с общим охватом 428 ребенка. Содержание работы групп кратковременного пребывания - развитие и подготовка детей к школе.
В рамках модернизации российского образования в районе идет процесс его реструктуризации.
За период 2002-2006 года согласно районной целевой Программе ре структурировано 12 школ. Во всех реструктурированных школах решены вопросы школьных перевозок детей, для этого используются 8 школьных автобусов, выделенных району по Президентской программе «Школьный автобус».
В рамках реструктуризации сельских школ проходи развитие и новых форм дошкольного образования по трем направлениям:
- развитие сети групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады;
- открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах;
- открытие дошкольных групп по подготовке детей 5-6 лет к школе.
За последние годы наметилась устойчивая тенденция роста контингента воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях.
Вурнарская СОШ №1 участвует в проекте обновления структуры содержания уроков физической культуры и проекте «Школа полного дня». С 2003 года Калининская СОШ участвует в проекте МБРР.
В рамках реализации Программы "Развитие единой информационной образовательной среды в 2001 - 05 гг." в районе за последние годы проделана большая работа по оснащению компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением сельских и поселковых школ. Если в 2002 году имели 1 компьютер на 150 учеников, то в 2003 году – 1 компьютер на 85 учеников, в 2004/05 учебном году – 1 компьютер на 27 учеников, в 2005/06 учебном году – 1 компьютер на 23 ученика, на начало 2007г. - 1 компьютер на 17 учеников. Все школы подключены к сети Интернет:
- по технологии ADSL подключено 3 школы, РЦД и К;
- коммутированный доступ через обычную телефонную сеть общего пользования - 19;
сотовая связь – 3
ППС – 1.
Приоритетным направлением деятельности отдела образования является организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, использования современных педагогических и информационно-компьютерных технологий, повышения воспитательного потенциала урока.
Образовательные учреждения района участвуют в отработке районных и республиканских программ, в том числе с социальной направленностью:
- дети-сироты;
- дети-инвалиды;
- улучшение организации питания детей в ЧР;
- образование и здоровье детей;
- одаренные дети;
- дети «группы риска.
В школах района обучаются 5109 учащихся. Главный акцент в районе делается на работу с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной и профессиональной деятельности. С этой целью:
- с 1988 года Вурнарская СОШ №2 установила договорные отношения с Чувашским госуниверситетом им. И.Н. Ульянова. Здесь начала работу школа будущего инженера, в последующие годы школа заключила договора с Чувашской государственной сельхозакадемией и Госпедуниверситетом им. И.Я. Яковлева;
- в 2001 году Азимсирминская школа стала базовой школой Волжского филиала Московского автомобильного дорожного института;
- в 2002 году Вурнарская СОШ №2 установила прочные связи с кооперативным институтом Московского университета потребительской кооперации. Открыты профильные классы: юридический, экономический;
- с 2003-04 учебного года при Вурнарской СОШ №1 функционирует филиал Казанского социально-гуманитарного колледжа. -
Показатели особых успехов в учебном году:
- в 2001-02 учебном году из 418 выпускников закончили школу:
с золотой медалью - 3;
с серебряной медалью - 25.
- в 2002-03 учебном году из 417 выпускников:
с золотой медалью - 1;
с серебряной медалью – 19
в 2003-04 учебном году из выпускников:
с золотой медалью - 13;
с серебряной медалью – 24;
в 2004-05 учебном году из выпускников:
с золотой медалью - 6;
с серебряной медалью – 45;
в 2005-06 учебном году из выпускников:
с золотой медалью - 13;
с серебряной медалью - 49;
В районе создана и совершенствуется система работы по выявлению и развитию способных и одаренных детей.
Проводятся различные интеллектуальные соревнования: олимпиады, конференции, конкурсы и др.
В 2004 году районные предметные олимпиады проведены по 17 предметам, где приняло участие 1196 учащихся. Активное и результативное участие принимали школьники на олимпиадах по русскому, чувашскому, иностранным языкам, биологии, экологии. 3 учащихся стали призерами республиканских предметных олимпиад.
В 2005/06 учебном году проведены традиционные предметные олимпиады среди учащихся 6-11 классов по 18 предметам. Хорошо выступили на предметных олимпиадах учащиеся Вурнарских СОШ №1 и №2, Калининской, Мало-Яушской, Санарпосинской, Янгорчинской, Ермошкинской школ.
В 2006 году наши ученики на республиканских олимпиадах заняли 5 призовых мест.
1 место – технология – Калининская СОШ (учитель Кошкин Геннадий Никандрович),
2 место – технология Санарпосинская СОШ (учитель Гордеева Раиса Геннадьевна),
2 место – немецкий язык – Азимсирминская СОШ (учитель Петрова Антонина Николаевна),
3 место – чувашский язык Артеменькинская ООШ (учитель Моисеева Алина Николаевна),
3 место – чувашский язык – Кюстюмерская СОШ (учитель Антипова Роза Аркадьевна).
Более 150 учащихся школ района приняли участие на дистанционной олимпиаде по математике, физике, биологии, русскому языку проводимом Республиканским центром новых образовательных технологий.
В районе осуществляется определенная поддержка участия детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, творческих фестивалях, соревнованиях.
В 2005 году 2 ученика из Вурнарской СОШ №1и 1 ученица из Кольцовской СОШ удостоены Президентской стипендии за особую творческую устремленность. Руководству района присуще постоянное внимание к системе образования. Ежегодно в соответствии с Постановлением главы Вурнарского района лучшие учащиеся школ получают стипендии главы Вурнарского района.
В реализации намеченных задач по совершенствованию воспитания ведущая роль остается за системой дополнительного образования района.
Традицией в районе стало проведение таких мероприятий, как: «Ученик года», «Ростки возрождения»., «Моя родословная», «День экологии», фестиваль школьных детских общественных организаций, ЮИД, конкурс юных экскурсоводов, смотр-конкурс детской художественной самодеятельности, выставка прикладного творчества и рукоделия «Золотые руки», соревнования «Чудо-шашки», «Белая ладья», профессиональный конкурс «Учитель года» и т.д.
В настоящее время в образовательных учреждениях района существуют разные формы участия общественности в управлении образованием:
- управляющие советы функционируют в семи общеобразовательных учреждениях;
- попечительские советы в 19 общеобразовательных учреждениях;
- родительские комитеты;
- ученическое самоуправление;
- органы самоуправления педагогов (педсоветы, методсоветы, методические объединения и др.)
Успешно работают попечительские советы Вурнарской СОШ №2, Янгорчинской СОШ, Чирш-Хирлепской ООШ, Калининской СОШ, Тузи-Сярмусской СОШ, Абызовской СОШ, Шинерской СОШ, Буртасинской СОШ, Вурманкасинской ООШ, Кюльхиринской ООШ.
В школах района накоплен определенный опыт работы органов ученического самоуправления. Это - «Школьный парламент», «Школа патриотов», «Малая академия», «Ученическое содружество» и другие. Основная цель органов самоуправления - социализация личности ученика.
В районе действует детская общественная организация «Азамат», в программе которой можно выделить следующие направления:
художественно-эстетическое;
- эколого-биологическое;
- туристско-краеведческое; художественно-прикладное, техническое творчество;
- физкультурно-оздоровительное.
Итоговыми мероприятиями в военно-патриотическом воспитании учащихся являются ежегодно проводимые районные юнармейские игры «Зарница», «Орленок», учебные сборы, месячник оборонно-массовой и спортивной работы.
Учащиеся школ района систематически участвуют в республиканских мероприятиях, добиваясь высоких результатов.
Образование в Вурнарском районе ориентировано на создание условий для раскрытия творческого потенциала учителя и ученика, развитие всех направлений обучения и воспитания.